Director of China’s National Economic Research Institute
Фан Ганг:Хорошей новостью является то, что лица, определяющие политический курс в Китае,
бдительны и готовы напасть на зарождающиеся пузыри, иногда с помощью
непопулярного вмешательства, такого как,
например, недавние денежно-кредитные меры.
Политические действия по предотвращению, практически, всегда лучше,
чем отсутствие каких-либо действий в условиях развития экономики
чрезвычайно быстрыми темпами.
Несмотря на то, что многие политические действия могут подвергаться критике
как излишне «административные» и не позволяющие рыночным силам сыграть
свою обоснованную роль, они могут быть единственным способом борьбы
с китайскими «административными предприятиями».
Новая политика должна успокоить тех, кто опасается, что центральное правительство Китая
будет просто наблюдать за ростом пузырей или что у него отсутствует
адекватная независимая макроэкономическая политика для оказания влияния на них.
Последствия внезапного появления пузырей в Японии в 1980-е годы
и в прошлом году в США являются эффективным обоснованием
действий китайского правительства
В конце концов, несмотря на то, что современная рыночная экономика
предоставляет обоснованные рамки для выработки политических решений,
и китайские бюрократы интенсивно этому учатся,
в качестве нетрадиционной меры для выхода из ситуации,
в случае неэффективности рыночной экономики,
в девятнадцатом веке возникла идея плановой экономики.
Некоторые предпочитают, чтобы Китай перешел к полностью свободному рынку
без какого-либо регулирования и управления.
Однако сегодняшние кризисы напомнили всем, что рыночный фундаментализм
также имеет свои недостатки.
Ни у кого нет проверенных возможностей для исключения
возникновения пузырей в экономиках, в которых разрешено функционирование рынка.
Тем не менее, если колебания могут быть, как говорил Джон Мейнард Кейнс, «сглажены»,
то общая экономическая эффективность может быть улучшена.
Примерно 80% от общей суммы правительственных инвестиций
направлено в государственные области, финансируемые из бюджета
например:
1. метрополитен,
2. железные дороги,
3. городские проекты,
которые в значительной степени считаются долгосрочными товарами
общественного потребления.
Являясь таковыми, они не приведут к росту пузыря,
немедленно вызывая появление
избыточных мощностей в отрасли.
Использование банковских кредитов для спекуляций на рынках ценных бумаг
и недвижимости до сих пор практически запрещено.
В этих правилах могут быть «лазейки» и пробелы, тем не менее,
жестко управляемая защитная система существует.
Итак, возможно ли в Китае появление «пузырей» в экономике?
Может быть.
Однако они пока не появились и, в случае появления, они могут эффективно ограничиваться.