Когда президент Украины Виктор Фёдорович Янукович гостил у российского коллеги, его спросили, когда снимут квоты на русский язык в украинском эфире. Виктор Фёдорович, по своему обыкновению, ответил коротко и ясно: «Я очень коротко отвечу. В настоящее время идёт формирование новой коалиции в Украине. Естественно, будет сформировано и новое правительство, и все эти процессы начнутся. Но я уверен в том, что украинский народ мудрый, такой, как и русский народ, он понимает, сегодня люди в Украине понимают, что нужно создавать комфортные условия для проживания всем национальностям, которые проживают на территории Украины, и конечно, многочисленное население, которое говорит на русском языке, – чтобы его права были защищены».
Что бы это всё значило – в курсе только сам Виктор Фёдорович. Интереснее другое: если те уступки, которые он уже месяц делает русофобам, действительно продиктованы страхом перед сепаратизмом, – то он должен не только квоты на русский в телевизоре снять, но и дать на русское вещание много денег. Из страха перед сепаратизмом же.
Потому что сейчас не западная, а именно восточная Украина в информационном смысле убегает из-под влияния Киева. Так, за 2009 год (кризисный и безденежный) количество украинских домохозяйств, подключённых к услуге спутникового телевидения, выросло на 23% и составило 2,9 млн. По данным исследования Ukrainian Satellite Monitor, на 9% (до 5,9 млн) увеличилось количество домохозяйств, подключённых к услуге кабельного ТВ. А вот эфирное аналоговое ТВ (которое закон о 75% мовы в эфире соблюдает) стали смотреть на 10%, или почти на миллион семей меньше: сейчас у него только 8,9 млн домохозяйств-абонентов.
На каком языке половина украинцев смотрит все эти кабели и тарелки, – полагаю, пояснять не надо. Следовательно, если вместо того, чтобы развивать собственный русский телеэфир, обновлённая украинская власть будет продолжать в прежнем духе, – с ней случится то же самое, что уже случилось с властями других постсоветских республик: они «информационную эмиграцию» своих русских уже прозевали. И не только русских.
Тут я могу даже отступиться от привычки приводить в пример только Латвию: в Литве, где русских 7-8%, литовские телеканалы ТВ3 и LNK серьезно уступают по уровню популярности ретранслятору российского Первого канала – Первому Балтийскому. Просто потому, что аудитория у него около 7 миллионов по всей Прибалтике (всех литовцев в Литве – 2,8 млн, латышей в Латвии – 1,3 млн, эстонцев в Эстонии – 0,9 млн). А значит, у него больше денег. А значит, интереснее программа. При этом в расчёт не идут многочисленные кабели и тарелки, которые гонят российское телевидение большими пакетами даже в совершенно литовские семьи.
В Эстонии и Латвии, в отличие от Литвы, есть свои русскоязычные телеканалы. Только денег у них, соответственно, мало. И показывают они «Марш Турецкого» и «Каменскую» десятилетней давности. И их аудитория колеблется где-то в районе 3%. Национальные политики вздыхают о том, что «русскоязычные зомбированы имперским российским ТВ», и время от времени предлагают запретить их совсем.
Но и это ещё не самое страшное. Согласно директиве ЕС, Латвия должна до 2012 года полностью перейти на цифровое телевидение с аналогового. Таким образом, чтобы продолжать смотреть госканалы, аналоговое вещание которых полностью прекратят 1 июня этого года, телезрители должны будут купить специальные декодеры – за $80.
Таких денег у жителей бедных регионов нет. Зато их телевизоры, особенно в приграничных районах, спокойно принимают пресловутое имперское телевидение. На днях председатель парламентской комиссии по национальной безопасности Латвии Марис Кучинскис заявил, что «это больше чем угроза», и предложил что-нибудь с этим сделать.