Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,788,190 45,057
 

  PostMan ( Слушатель )
16 июл 2010 19:31:47

Тред №237870

новая дискуссия Дискуссия  182

Неделю назад писатель-историк Святослав Рыбас, автор книги "Сталин" из серии "Жизнь замечательных людей", написал в своём журнале статью "1941 год. Война цивилизаций", состоящую из двух частей (часть 1, часть 2). В статье кратко (по сравнению с книгами) описана подготовка СССР к Великой Отечественной войне и международная обстановка в то время.

Я выбрал некоторые отрывки, которые, на мой взгляд, отражают основные мысли автора. Интересующимся, конечно же, нужно прочитать саму статью.

Цитаты из первой части статьи (поскольку автор, видимо, не в курсе, что в "интернетах" абзацы отбиваются пустой строкой, я позволил себе исправить это досадное упущение
):

О принятии Гитлером плана "Барбаросса" советское руководство узнало очень быстро. Спустя десять дней, 29 декабря 1940 года советский разведчик полковник Н. Скорняков ("Метеор") сообщил начальнику разведуправления Генштаба РККА, что "Гитлер отдал приказ о подготовке войны с СССР", война будет объявлена в марте 1941 года.
...
Кроме того, в донесении говорилось, что "Гитлер считает состояние Красной Армии сейчас настолько низким, что весной он будет иметь несомненный успех".
...
Как сегодня стало известно, в первой половине июня 1941 года разведуправление РККА и Управление внешней разведки НКГБ составили две секретных записки о сведениях о подготовке нападения Германии на Советский Союз:

"Перечень донесений военной разведки о подготовке Германии к войне против СССР январь-июнь 1941 года" и "Календарь сообщений агентов берлинской резидентуры НКГБ СССР "Корсиканца" и "Старшины" о подготовке Германии к войне с СССР за период с сентября 1940 по 16 июня 1941 года. (На "Календаре..." стоит дата 20 июня 1941 г., т. е. до начала военных действий 48 часов.)
...
Война в течение последнего предвоенного полугодия надвигалась на СССР со стороны Балкан. 23 января Болгария дала согласие на присоединение к Тройственному союзу. Страна, которую Сталин открыто назвал зоной советских интересов и которая была мостом к Проливам, ушла из-под его влияния.

Немцы предприняли меры защиты Констанцы "от бомбардировок независимого противника с моря", т.е. советских ВВС. 26 февраля Кремль узнал о вводе немецких войск в Софию.
...
Положение СССР быстро ухудшалось. В ночь с 26 на 27 марта 1941 года в Белграде произошел военный переворот. Прогерманское правительство Д. Цветковича, подписавшего 25 марта договор о присоединении к Тройственному пакту, было заменено проанглийским правительством генерала Д. Симовича. Советская разведка и Коминтерн тоже принимали участие в перевороте. 5 апреля СССР заключил с Югославией договор о взаимопомощи. В Берлине это послужило сигналом к интервенции, т.к. подчинение Югославии Москве перечеркивало военные планы Гитлера.

6 апреля германские войска вошли в Грецию и Югославию. 12-я германская армия под командованием фельдмаршала Листа к тому времени располагалась на болгаро-турецкой границе и готовилась к нападению на Советский Союз после захвата Балкан. Теперь немцы были вынуждены переориентироваться.

Именно операция в Югославии задержала их нападение на СССР более чем на месяц и, как выяснилось в октябре-ноябре, стала одной из причин провала блицкрига. После короткого наступления немецких танковых дивизий и венгерской армии на дунайском фронте югославские войска были сдавлены с обоих флангов. С севера со стороны Загреба и Любляны наступления поддерживали итальянцы. Еще один удар был нанесен с болгарской территории. В результате 28 югославских дивизий в беспорядке откатились в Сараево, где 17 апреля сдались.

Одновременно с этими событиями немцы развернули наступления в Греции, где в середине февраля высадились английские войска. Войска Листа под прикрытием бомбардировочной авиации повели наступление четырьмя танковыми колоннами. Преодолевая горы, немцы стремительно двигались вперед.

8 апреля они взяли Салоники. 21 апреля греческая армия капитулировала.

Английские войска сумели провести сложнейшую эвакуацию, из 57 660 солдат были вывезены на кораблях около 43 тысяч.

27 апреля немцы были в Афинах.
...
Фактически московский договор Молотова-Риббентропа перестал существовать в главном политическом смысле, ибо никаких консультаций перед введением войск в Югославию Гитлер проводить не пожелал.
...
18 апреля 1941 года заместитель начальника советской разведки Павел Судоплатов подписал специальную директиву: всем резидентурам в Европе: всемерно активизировать работу агентурной сети и линий связи, приводя их к требованиям военного времени.

Глядя на карту Европы, где все государства, кроме центральной Швейцарии и сражающейся Англии, были подчинены Германии или сотрудничали с ней, Сталин должен был ощущать размеры угрозы. Но одно дело ощущать и другое - знать. Он не знал, во что выльется угроза. У него были основания считать, что он сумеет отвести ее каким-либо гроссмейстерским ходом.

В апреле 1941 года был заключен договор с Японией о нейтралитете, что могло показаться огромным успехом, т.к. гарантировало от войны на два фронта. Так, кстати, и считалось в советской историографии: мол, победы на Хасане и Халхин-Голе убедили японскую военщину, что воевать с Красной Армией бесперспективно.

На самом деле за советско-японским договором стояла Германия, политическое руководство которой посчитало, что необходимо нацелить японскую армию на Сингапур, центр английских владений в Юго-Восточной Азии. Этим Япония отвлекла бы от Европы и Соединенные Штаты. В такой стратегии было много рационального: отвлекая Англию и Америку, Гитлер планировал обеспечить беспрепятственное проведение плана "Барбаросса".

У США были огромные интересы в Тихоокеанском регионе, и, как мы помним, именно здесь американский капитал стал выдавливать английский. Японцы, захлопнув двери в Китай перед носом Вашингтона и Лондона, вынудили англосаксов сплотиться. В июле стало действовать американское эмбарго на поставки авиационного бензина за пределы западного полушария. В октябре 1940 года американцы ввели эмбарго на поставки Японии железного и стального лома, начали выводить свои капиталы из Японии.

В феврале 1941 года Китаю были предоставлены большие займы: от США -500 миллионов долларов, от Англии -50 миллионов фунтов стерлингов. Западные демократии не собирались уходить из региона. Тем более что у них здесь не было крупных сухопутных частей, а гоминьдановский Китай имел трехмиллионную армию.

Одновременно в Вашингтоне понимали многовариантность начавшейся борьбы. Одна из самых страшных угроз заключалась в образовании союза Японии-СССР-Германии, направленного против Англии и США. Поэтому американцы вели себя в отношении Токио очень осторожно, опасаясь, что полная экономическая блокада подтолкнет его к Москве.

Например, после бензинового эмбарго Япония потребовала от Индонезии увеличения поставок нефти в шесть раз, и государственный департамент США порекомендовал голландским властям удовлетворить японские требования на 60 процентов. Пока еще Штаты не были готовы к войне.

Они были заинтересованы в нападении японцев на СССР, чтобы навсегда ликвидировать угрозу образования евразийского блока. Но на европейском театре и США и Англия видели в Советском Союзе единственного партнера по борьбе с Германией. Отсюда следовал печальный для Кремля вывод: Запад заинтересован в скорейшем вхождении СССР в войну.

И что же должен был сделать Сталин? Ему оставалось только маневрировать.

Однако здесь японское правительство в предвидении растущей угрозы западной блокады решило выяснить планы Берлина. В Германию выехал министр иностранных дел Е. Мацуока.

23 февраля 1941 года на встрече Риббентропа с японским послом было сказано: Германия уже выиграла войну в "экономическом и политическом отношении". Теперь в интересах Японии надо нанести решающий удар по Сингапуру, "чтобы уничтожить ключевую позицию Англии в Восточной Азии". Риббентроп подытожил: "Все это быстро решит исход войны в нашу пользу и удержит Америку от вступления в войну".

Для Японии южное направление было экономически выгоднее, чем северное, и предложение германского министра было принято.

Во время разговора Риббентроп почти открыто признал, что Германия "в случае нежелательного конфликта с Россией" быстро одержит победу.

Показательно, что Гитлер был настолько уверен в мгновенном разгроме СССР, что не захотел сообщить японским союзникам о нападении, не желая делиться с ними добычей.
...
Таким образом, складывалась ситуация, что Япония и СССР были заинтересованы (хотя и по разным причинам) в заключении договора, а немцы своими действиями подталкивали их к этому.
...
13 апреля (это было воскресенье) договор о нейтралитете был подписан.
...
Что получилось в итоге? Весь мир воспринял известие о договоре как свидетельство успеха сталинской политики. Советский Союз снова ускользал от угроз, а в Англии и США поняли, что Москва не будет вмешиваться в их разборки с Японией.
...
Да, Сталин выстраивал крепость и надеялся в ней отсидеться хотя бы год, пока не закончится перевооружение армии. Договор с Японией укрепил его надежду, что еще можно будет продолжить торг с Гитлером и пожинать плоды неприсоединения к враждующим сторонам. Он знал, что всем выгодно сделать его союзником, используя при этом любые средства, вплоть до провокаций, дезинформации и блефа.

Югославия не оказала должного сопротивления и не задержала немцев? Что ж, зато на Востоке обеспечен пусть и временный, но покой. А немцам тоже еще найдется что предложить. Главное, не делать резких движений.
...
Сталин до самого крайнего рубежа старался договориться с Гитлером подобно тому, как московские князья договаривались с ханами Золотой Орды. Но, не случилось.

Впрочем, он предвидел нападение и делал все, что мог, чтобы выиграть не только время, но и перегруппировать ресурсы.

Кроме созданных по его инициативе стратегических резервов, была отведена в глубокий тыл тяжелая артиллерия, которая таким образом и была сохранена и в 1942 году была введена в дело.

Как вспоминает Микоян, перед войной немцы предложили выплатить компенсацию за оборудование, которое они не имели возможности (или не хотели) поставить по условиям экономического договора 1940 года. Микоян не соглашался на компенсацию, но Сталин, к удивлению, согласился. Объяснение было простое: надо взять золото, иначе начнется война и ничего не получим.
...
Однако через несколько дней последовало ужасное известие: 10 мая заместитель Гитлера по партии Р. Гесс перелетел в Англию и ведет там переговоры. О чем? О заключении мира? Если так, то у Гитлера развязываются руки. В тот же день, словно дополняя тяжесть информации, прекращаются бомбардировки Англии. (Заметим, что против англичан на всех фронтах было 122-126 немецких дивизий.)
...
Разведка сообщала, что США и Великобритания окажут помощь СССР только в случае неспровоцированной агрессии Германии. Но если же Советский Союз нанесет превентивный удар, что тогда? Тогда он останется в одиночестве.

Сталин знает, что СССР к войне не готов, но войны избежать не удастся. Вопрос в сроках. Когда?
...
Он запретил объявлять всеобщую мобилизацию и приводить пограничные округа в боевую готовность. Запретил "дразнить" немцев, не то "головы полетят".

Однако в приграничные округа Генштаб направил директивы, которые впоследствии оказали важнейшее влияние на весь ход военной кампании 1941 года. Предусматривалась вероятность отступления вглубь страны, а также на случай вынужденного отхода - подготовка к эвакуации промышленных предприятий, государственных учреждений, складов и т.д.

Определялись три рубежа обороны: фронтовой - по границе, стратегический - по линии Западная Двина, Днепр (Нарва, Сольцы, Великие Луки, Конотоп), государственный (Осташков, Сычевка, Ельня, Почеп, Рославль, Трубчевск). На основании директив Генштаба округа должны были в кратчайший срок с 20 по 30 мая представить на утверждение оперативные планы обороны. Фактически это было началом скрытой мобилизации.

В мае-июне из тыловых округов, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского на стратегический рубеж обороны перебазировали несколько армий и корпусов. Всего на западном направлении было 170 дивизий, 57 из них прикрывали границу.

Заглядывая вперед, где курится кровавый дым первых месяцев войны, надо сказать, что 28 дивизий не вышли из окружений, 70 дивизий понесли тяжелые потери, но более 70 кадровых дивизий вместе с вновь собранными (всего более 200 дивизий) сорвали решающий этап плана "Барбаросса" - "воспрепятствовать своевременному отходу боеспособных сил противника и уничтожить их западнее линии Днепр-Двина".
...
Впоследствие Жуков признался, что в случае развертывания на границе второго эшелона обороны, наши войска были бы разбиты, "а Ленинград и Москва пали в 1941 г.".

За три дня до начала войны Политбюро приняло решение о создании второго стратегического эшелона ("второй линии") вдоль Днепра, что свидетельствовало об изменении прежней установки на войну "малой кровью, на вражеской территории".

Сталин делал все, что считал возможным, для укрепления позиций в неизбежном столкновении с сильнейшей армией мира. Были преобразованы Прибалтийский, Белорусский и Юго-Западный округа во фронты Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, и, кроме того, был создан Южный фронт.
  • +1.08 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!