Rostislav ( Слушатель ) | |
10 ноя 2010 05:28:56 |
Цитата: Рубль от 09.11.2010 15:53:38с ветки МЭК
Россия снова поверила в караваны ракет
РКК "Энергия" может стать центром консолидации новой космической индустрии
Первенство нашей страны в космосе, завоеванное в 60-е и едва не утраченное в 90-е, возвращается в Россию. Характерно, что причиной тому явилась внутренняя логика международного рынка космических запусков. Однако "время собирать камни" не только пришло, но и внятно заявило о сроках: судьба космической индустрии России должна решиться в ближайшие несколько лет.
Компьютеры и телефоны устаревают сегодня за год-два. Модели автомобилей меняются раз в три-четыре года, но для пилотируемых полетов в космос до сих пор используются корабли и ракеты, концептуально разработанные в 70-е и даже 60-е годы ХХ века. Это и российские "Союзы", прототип которых был разработан еще при Королеве, и американские шаттлы, чья эксплуатация завершится в декабре нынешнего года. Даже последние китайские корабли по сути представляют собой одну из нереализованных советских модификаций. Кроме того, КНР пока еще не освоила рынок коммерческих запусков: все силы молодой китайской космонавтики уходят на собственную спутниковую программу, да не рвутся особо владельцы коммерческих спутников использовать китайские носители "Великий поход".
Сегодня Роскосмос в рамках общегосударственной тенденции к созданию крупных интегрированных структур начал работу по консолидации отрасли вокруг ракетно-космической корпорации "Энергия". В числе наиболее перспективных событий - слияние с "Энергией" НПО "Энергомаш", производящего маршевые двигатели первой ступени. А далее по планам правительства РКК станет центром кристаллизации различного рода "космических" структур, которые в конечном итоге создадут из себя практического монополиста на международном космическом рынке, располагающего всем спектром возможностей - от права на запуски до производства материальной части ракет.
И здесь не стоит недооценивать мощный задел, оставленный потерявшей многое, но не сдавшейся оборонной индустрией Страны Советов, разработавшей к 70-80-м годам фантастические по характеристикам и инженерной смелости двигатели для тяжелых ракет, способных забрасывать до сотни тонн на низкие и десятки - на геостационарные орбиты. Два гения космической отрасли - Королев и Глушко - на десятилетия вперед обеспечили технологический задел для российского ракетостроения, и не случайно новый этап в развитии российской космической программы начинается с объединения королевской и глушковской "фирм".
- Объединение "Энергомаша" и "Энергии" обещает дать (редкий случай) не просто суммарный арифметический, но синергетический эффект, - утверждает гендиректор ООО "Энергия-Оверсиз" Вячеслав Шеянов. - В НПО сегодня есть развитие, есть понимание того, как должны создаваться новые двигательные системы, в РКК - отработанные технологии производства пилотируемых кораблей. Вместе они смогут, я подчеркну, не монополизировать, а предложить рынку максимально доступный продукт, у которого по соотношению цена-качество просто не будет конкурентов.
Простая арифметика: запуск на орбиту "Спейс шаттла" с полезной нагрузкой 6 т обходится в 1300 млн долларов. Наш "Союз", с той же загрузкой - до 240 млн долларов, в пять с лишним раз дешевле. Плюс к тому российские корабли просто надежнее. О чем говорить, если одна из немногих ракетных систем в мире, позволяющих выносить тяжелые грузы на геостационарную орбиту, американская "Атлас-5" оснащена двигателем первой ступени РД-180 работы НПО "Энергомаш". 50% американской военной нагрузки в космос выносится на русском двигателе! А в числе ее конкурентов - российский "Протон-М" и совместная российско-украинская ракета "Зенит", которая тоже летает на двигателе РД-171 НПО "Энергомаш".
При этом, по прогнозам российских экспертов, число запусков будет только расти. В этом году продолжена программа деятельности МКС на период до 2020 года: станции предстоит стать трамплином для прыжка человечества в космос, там будут монтироваться как транспортные системы, так и модули для орбитальных пилотируемых станций, лунных и марсианских. И исключительную компетенцию в доставке техники и возвращении космонавтов будет иметь РКК "Энергия".
Давайте подсчитаем, что такое 6 т груза, заброшенных в космос? С точки зрения бизнеса это полупромышленное выращивание кристаллов для миниатюризации устройств мобильной связи, потокового видео, цифрового ТВ. Это и вынос в космос сопутствующей инфраструктуры. Это развитие науки и техники, это настоящий хайтек и настоящие инновации, приносящие сегодня максимальную прибыль. Соответственно это приход инвесторов - как внутренних, так и зарубежных. Это развитие машиностроения, которое по цепочке тянет за собой все остальные отрасли. Это сотни тысяч новых рабочих мест, сотни миллионов долларов прибыли в год. Для начала. Наконец это престиж страны.
Уже в 2011 году начинает пуски ракет-носителей "Зенит-3SL" с морской платформы в Тихом океане. По словам президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты, на территории США пройдены все комиссии, получена лицензия на 70 пусков. Имеется достаточное количество контрактов на конкретные запуски. Это примерно 25% мирового рынка, и при желании эту цифру можно увеличить. В принципе до 100%, потому что продублировать такую систему, даже за большие деньги, невозможно в одночасье.
Разумеется, были и есть у нас в стране структуры, предпочитающие вести дела по модели 90-х: ничего не вкладывать в производство, вытягивать прибыль и сопротивляться любым переменам. Но сама логика развития в ракетно-космической отрасли выталкивает их на периферию бизнеса.
Источник: http://www.roscosmos…;nid=13571