Макиавеллизм в орвеллианском мире.
190,707 523
 

  il Machia ( Слушатель )
04 янв 2011 12:30:00

Тред №291574

новая дискуссия Дискуссия  212

(Продолжение)


     На втором этаже от стареющей парадности холла не осталось и следа. Рыжие стены, рыжие двери, взбухшие, с облупившейся краской половицы, и по ним то ли с делом, то ли без бегут, торопятся или просто фланируют разные люди. Один, в мешковатом костюме и галстуке, словно по ошибке вручённом ему костюмером какого-то другого спектакля, вытирает платком лысину и деловито запихивает обратно лезущие из его дерматиновой папки визированные-перевизированные бумаги, на которых собственно текст уже давно задохнулся под фиолетовыми арабесками печатей и штампов. Другой, в модных очках и ботинках на слишком высоких каблуках, вроде испуганно, но всё равно нагловато озирается и в десятый раз внимательно и жадно перечитывает собственную характеристику с места работы в пяти экземплярах. Третий, не очень опрятно одетый в дорогие вещи, курит у стены очередную сигарету из красной с белым пачки и завистливо смотрит на болтающийся у Макара на груди дорогущий фотоаппарат с мощным объективом. Старый мужчина с львиной гривой волос и благородно седыми висками бросил тяжёлый, но ничуть не враждебный, даже понимающий взгляд и молча прошёл мимо. Женщина с какой-то странной крашеной под блондинку тыквой на голове вместо причёски, поджала неестественно пурпурные губы и с надменным осуждением смотрит на печальную Марину. Молодой человек, ничем в отдельности, но всем своим обликом в целом производящий впечатление очень правильное, как бы случайно поворачивается спиной и продолжает читать Стругацких. Мужчина лет пятидесяти в дешёвом чёрном костюме от «Большевички» и рубашке с растёгнутым помятым воротником скребёт трёхдневную щетину и локтём пытается прикрыть торчащее из бокового кармана горлышко бутылки. Юная пара у окна прерывает свой тихий разговор шёпотом и сочувственно, с пониманием смотрит на проходящих мимо Марину с Макаром. В углу сидит на корточках и докуривает измочаленную беломорину мужичок в засаленной спецовке; на его дублёном, загорелом лице появляется полу-усмешка, полу-печаль, и он тяжело вздыхает. Рядом с ним, словно вставший на попа кабачок, торчит плюгавый противного вида человечек, во взгляде которого аршинными буквами написано, как на рекламе «Аэрофлота», всего одно, главное слово: «Докатились!»; он хлопает себя по карманам и от негодования всё никак не поймёт, какую из распиханных по ним сложенных вчетверо центральных газет хочет достать и почитать для успокоения.
     Пройдя мимо всех этих и многих других людей, Марина с Макаром очутились в конце коридора и остановились перед единственной приличного вида дверью, на которой висела табличка «Товарищ Констанция». Марина замерла на миг, обернулась к Макару, и одновременно, как будто пытаясь вырваться из сотен хватких безжалостных рук, чуть не выскочил из сумки снимок со слезами на глазах. Он хотел обнять Макара, уткнуться ему в шею, спрятаться в его объятиях, заплакать навзрыд, но его неумолимо потащили назад, и он, исчезая, только прокричал безмолвно что-то, сквозь залитые грозовым дождём стёкла измученных окон. Макар не успел ничего ему ответить: Марина уже открыла дверь и вошла в кабинет.


«Взрослые не плачут»


     Элегантная, старательно ухоженная, облечённая в тщательно продуманный деловой облик государственного человека товарищ Констанция встретила Марину и Макара широкой приветливой улыбкой и заговорила с ними мягким проникновенным голосом. Но Макаром тем не менее хоть и незаметно, но стремительно овладел страх: он видел, как у Марины голова словно вжалась под ударами в плечи, как клонится она, молча, всё ниже и ниже, как взгляд её всё упорнее упирается в пол и словно цепляется за него, боясь подняться и закричать что-то отчаянное, непоправимо самоубийственное. Макар хотел было опять взять Марину за руку, но товарищ Констанция непререкаемо властным и в то же время совсем не по-женски отеческим, хорошо и давно выверенным жестом остановила его: «Зачем? Не надо, мы же здесь и так все вместе...».
     Закончив свой краткий вступительный монолог, товарищ Констанция дружелюбно и всё так же по-отечески обратилась уже к одной Марине; правда, в голосе её где-то очень глубоко и отдалённо прозвучал при этом явно сознающий всю свою неодолимую силу металл:
     - Мариночка, ну вы идите теперь, готовьтесь к выступлению. Потом придёте ко мне, порядок вы знаете...
     Марина поднялась и молча, всё так же не глядя ни на товарищ Констанцию, ни тем более на Макара, вышла.
В кабинете воцарилась тишина. Товарищ Констанция принялась перебирать бумаги на столе, делать пометки в изящном блокнотике и на перекидном календаре. Макар же молчал и просто исподлобья следил за ней. Страх у него внутри неожиданно и вдруг пропал куда-то без следа, словно ухнул в бездонную чёрную дыру и был таков. А что осталось на его месте – Макар и сам не знал. Что-то такое...
     Наконец, товарищ Констанция отложила ручку, обратила внимательный, проницательный взгляд теперь уже только и именно на Макара, и заговорила:
     - Первое, что бы мне хотелось, чтобы Вы сразу поняли, Макар – это что никто Вас здесь не осуждает и ни в чём не винит. Вообще, знаете, все, кто попадает ко мне сюда в кабинет по этому вопросу, как правило – очень хорошие и добрые люди.
     В глазах у товарищ Констанции даже появилось на миг сколько-то мечтательности, и даже образовалась в её речи коротенькая раздумчивая пауза.
     - Бывают, конечно, исключения, бывают и корыстные, безнравственные натуры, даже дьявольские случаются, но не часто. Да и у наших сотрудников исключительный профессиональный опыт, навыки, так что они с ними никогда не сходятся. А вот с такими, как Вы...
     Товарищ Констанция замолчала теперь уже более продолжительно, встала, отошла к окну, распахнула форточку, достала из кармана точно по фигуре скроенного жакета пачку дорогих сигарет, закурила. Стояла так, отвернувшись от Макара, обхватив себя руками, и пускала задумчиво дым в окно.
     - Каждый такой случай – всегда для нас очень болезненное чепэ... – проговорила она грустно, глядя всё по-прежнему в окно. – И опять надо созывать общее собрание...
     Товарищ Констанция нервно потыкала недокуренной сигаретой в игрушечно маленькую пепельницу на подоконнике и повернулась, наконец, к Макару лицом.
     - Думаете, кто-нибудь этого хочет? Думаете, кому-нибудь не жаль до боли в сердце, что приходится вытаскивать на публику и строго пресекать общим голосованием то, что творится в чужих душах? Да будь бы моя воля – я бы Вас вот прямо сейчас, прямо тут... – товарищ Констанция запнулась, словно сказала что-то уж слишком смелое, но потом встряхнула головой, вскинула на Макара пронзительные глаза и всё-таки закончила мысль. – Я бы Вас немедленно отпустила на все четыре стороны! Идите, творите, любите Марину! И пусть Марина любит Вас! И пусть следом за вами будут счастливы, просто по-человечески счастливы все такие же, как вы!
     Она несколько раз рассерженно прошагала туда-сюда позади своего стола. Потом с очевидным усилием всё-таки совладала с охватившими её чувствами, красивым дугообразным движением послушных бёдер  поместила себя обратно в кресло, одёрнула элегантный жакет, потом под столом туго обхватившую стройные ноги чуть короче положенного юбку. Опустила, наконец, на бумаги и по-мужски крепко сцепила свои хрупкие, с безупречным маникюром руки. Посмотрела на Макара в упор серьёзным, широко раскрытым до самой-самой в ней самой глубины взглядом.
     - Но нельзя, понимаете, нельзя. Вот через несколько минут начнутся выступления наших сотрудников на собрании, и Вы сами убедитесь, что есть в нашей жизни эта трагически неизбежная потребность в равновесии, без которой мы не устоим, не выживем. Чтобы вся огромная масса нас всех могла двигаться вперёд – нам нельзя, невозможно без равновесия. Постоянного, надёжного равновесия! И поэтому муза у всех – у всех! – должна быть только одна, всегда и для всех, всегда только впереди. Никогда не достижимая. Понимаете?
     Макар упорно молчал. Только смотрел на товарищ Констанцию. Теперь уже не исподлобья, а открыто, прямо, в упор. Без вызова, без возражений, а только с тем во взгляде, что осталось в нём после мгновенного исчезновения страха. И чудилось, что товарищ Констанция в своей плавной хорошо отрепетированной и потому безупречно исполняемой речи начинает незаметно, с хорошо скрываемой растерянностью спотыкаться. (Её начальство, кстати, на самом верху, всегда соглашалось, что при всех её прочих неоспоримых достоинствах и высочайшей квалификации импровизация в нештатных случаях – искусство, которым товарищ Констанция владеет из рук вон плохо, и надо бы что-то с этим делать.)
     Вот с этой почти неслышной, еле уловимой, новой для неё неуверенностью в голосе товарищ Констанция и закончила свою речь, не очень отчётливо и всё равно крайне недовольно сознавая, что получилось, кажется, скомканно; то есть, значит, не получилось. И всё из-за этого проклятого непонятного взгляда в упор, чёрт бы его побрал!
     - Вижу, что Вам больно меня слушать, что Вы про себя яростно со мной спорите и вообще готовы всё здесь разворотить. Но ведь это же ничего не изменит. Мы никуда не денемся, и будем продолжать нашу работу. Не здесь, так завтра уже там, на новом месте. А я по долгу службы обязана пресечь нарушение и сделаю это, в моём распоряжении целый институт, не забывайте, и вы один с нами не справитесь, никогда! – Тут товарищ Констанция уже совсем очевидно споткнулась и даже не сумела это скрыть; в глазах у неё вспыхнула и тут же погасла неразборчивая на выражения злость, причём непонятно на кого. – Поймите, Макар, все наши сотрудники, Марина в том числе, не меньше Вас всей душой стремятся на эту вашу волю. Они-то знают, сколько счастья могут подарить каждый своему подопечному, и конечно всем им больше всего на свете хочется сделать своих любимых счастливыми. Но нельзя, нельзя же! Ради общего блага – нельзя! – Товарищ Констанция нащупала опять нужный ритм и тон, хотя и понимала уже, повторяю, что ничего у неё в этот неприятный раз не получилось. – Знаете, сколько их, наших муз и музов, приходят сюда ко мне с повинной вместе со своими, вот как Вы, бедолагами? Потому что они знают и понимают всю сложность и трагичность механизма и задач института. Как бы им ни было больно – понимают. И мне их очень и искренне жаль, и тем не менее именно я, а не они, должна выполнять вот эту самую грязную, самую ужасную работу – с Вами здесь, одна, всегда одна против целого жестокого и неумолимого мироздания!
     Макар молчал и смотрел.
     Товарищ Констанция, чувствуя, что ещё чуть-чуть и она всё испортит уже совсем вконец, хмуро вытащила какую-то бумагу, чирканула на ней зачем-то что-то ручкой и очень недовольным усталым тоном бросила:
     - Ну всё. Идите в актовый зал. Сейчас начнётся.
     Макар поднялся и сделал шаг к двери. Товарищ Констанция, не поднимая глаз от очередной бумаги, безразличным и тем не менее абсолютно властным голосом бросила ему в спину:
     - Сумку – оставьте.
     Такой необоримой чужой силы и власти над собой Макар ещё никогда не испытывал, и потому, словно загипнотизированный, послушно поставил сумку на пол и вышел.
     В коридоре уже никого не было, только валялись забытые газеты, брошеные окурки, и плавал под потолком, как расползающиеся нефть и грязь на воде, табачный дым.    

     Актовый зал в институте был тоже небольшой, тоже слегка обшарпанный, особенно лепные карнизы, и по всему залу стоял натужный скрип старых обтянутых драным кожезаменителем кресел. Все были в сборе: Авидо о чём-то перешёптывался с не очень опрятным завистливым курилкой; кабачок торжественно и крайне осмысленно читал в первом ряду одну из центральных газет; Кристина хмуро и явно невнимательно слушала какого-то взъерошенного парня; Конт возбуждённо что-то доказывал статному с седыми висками и всё тем же тяжёлым, хотя и совсем не злым взглядом.
     Уже почти все места были заняты, Макар в нерешительности топтался у входа и не знал, где сесть. Взглядом он всё ещё выискивал среди собравшихся Марину, хотя и знал почему-то, что в зале её  сейчас быть не могло. Но он всё равно искал.
     Вошли товарищ Констанция и следом за ней дядя Андрэ, который тихо и аккуратно притворил за собой двери. Товарищ Констанция мягко тронула Макара за локоть и дружески, с улыбкой подтолкнула его вперёд: мол, идите, садитесь; вон, видите, вам там рукой машут.
     Действительно, взлохмаченный парень, сидевший рядом с Кристиной, развернулся в сторону входа и размахивал рукой, делая Макару знаки, что у них для него есть свободное место. Макар со всевозможными извинениями пробрался вдоль ряда и сел между ними.
     Товарищ Констанция, не обращая внимания на тяжесть крепко схваченной в руке спартаковской сумки, уверенным красивым шагом вынесла себя по проходу на сцену и устроилась там одна-одинёшенька за покрытым зелёным сукном столом. Постучала наманикюренным ногтём по микрофону, и шум в зале сразу начал стихать. Когда установилась полная тишина, товарищ Констанция начала своё вступительное слово.
     Лохматый парень наклонился к Макару и зашептал разгорячённо ему на ухо:
     - Держитесь; главное – держитесь! Меня Принсом зовут, или ещё Безумным Принцем. Это за то, что я не сдаюсь и не устаю им повторять, что Король, согласившийся жениться без любви – предатель своего королевства. – Тут Макар покосился на Принса, но тот был слишком увлечён своей речью и недовольного Макарова взгляда не заметил. – Им всем очень не нравится; товарищ Констанция мне уже грозит самыми страшными карами, а я не боюсь; я им всё равно повторяю: вы все – трусливые предатели! Навыдумывали себе тысячу причин, по которым мир должен быть устроен по-вашему, и теперь все хором убиваете любой росток живого, чтобы никто ваш покой, не дай бог, не нарушил!
     Принс зло, со сдавленным злорадством засмеялся.
     - Вот сейчас увидите, как они всей стаей на вашу Марину набросятся, чтобы свою трясинку уберечь. Ща-ас, во всей своей красе-е... От силы Конт с очередной вселенской жалобой на человеческую несправедливость выступит, да вот Кристина чего-нибудь отчебучит...
    Макар раздражённо, зябко повёл плечами, пытаясь отключиться от навязчивого говора Принса и не пропустить ни слова из того, что звучало со сцены.

(Окончание следует)
  • +0.17 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  SvK ( Слушатель )
07 янв 2011 11:02:02

Выделил для себя, как некий тезис, определяющий один из очень важных смыслов текста.Улыбающийся
Ведь противоречие между общественно-принятой идеологией и отдельной, творческой или полагающей себя таковой, личностью в её собственных устремлениях,ДОЛЖНЫ иметь механизм РАЗРЕЩЕНИЯ!
Вот мы видим, что приведенный пример показывает один из таких простейших механизмов.Но,если он ПЛОХ,какой ДОЛЖЕН быть?Подмигивающий
Мало научиться РАЗРУШАТЬ,надо понимать, что это лишь ЭТАП  будущего СТРОИТЕЛЬСТВА.Иначе постоянно будем оставаться у развалин..плохой ли крыши над головой,хорошей ли,но всяко лучше, чем никакой..Подмигивающий
  • +0.30 / 4
  • АУ
 
 
  il Machia ( Слушатель )
07 янв 2011 19:23:13



Да, согласен с Вами.
Мне в данном случае отвечать Вам легко, поскольку именно о «строительстве» мы и рассуждали несколько лет назад  на той нашей ветке на Росбалте, о которой ZlayaPulya здесь периодически вспоминает.
(Сходил вот туда за цитатами — и даже как-то печально стало: вспомнил азарт, интерес; здорово у нас там общение получалось: очень человечно, совсем не форумно-интернетовски.)
Там среди прочего в какой-то момент обсуждалось сакраментальное обвинение: Ты не русский человек!  :) Писали некоторые по смыслу примерно то же, что я тут у нас теперь тоже читаю (правда, такие откровенно злобные по отношению к оппоненту и к тому же зубодробительные пассажи у нас там уже никто не рожал):
«Вы - враг России, потому что проповедуете, а точнее насаждаете, русофобскую европоцентричную историю и пытаетесь исключить даже возможность обсуждения альтернативного взгляда на историю России - русским думать не положено." (Ух! - во наворочал-то...  :D)

В целом, я отстаивал ту точку зрения, что, чтобы понять, куда и в какое будущее нам стоит стремиться, необходимо сначала правильно осознать себя, как нация, а сделать это невозможно, не усвоив правильно свою историю. Под «правильно» я в этом контексте понимал: нужно вернуться к тому моменту, когда нашу историю начали системно и с тех пор беспрерывно скрывать, искажать и писать в угоду чужим интересам, а затем попытаться разобрать, где ложь, а где правда, и восстановить "из осколков" насколько возможно пусть и неполную, но уже настоящую, без вранья картину.
У Карташёва в его Истории РПЦ этот «водораздел» указан даже может быть слишком точно: в правление Ярослава Мудрого, когда в Киеве признали главентсво Константинопольской патриархии (это случилось в 1040-ые годы). С того момента все имевшиеся русские летописи были переписаны либо непосредственно прибывшими тогда в Киев и на Русь ромеями (митрополит, епископы, их свиты, монахи) либо — позднее — под их руководством. Далее на протяжении примерно шести веков все эти переписанные наново летописи подвергались переписке и церковной цензуре неизвестное никому точно количество раз, в разные эпохи, всегда в интересах текущего политического момента, как его понимала Церковь. (До Петра и Татищева никто больше, кроме Церки, системно нашей историей практически не занимался, и права такого не имел.)

Вот исходя из такой точки зрения у меня и «муза» (или, если хотите, моя «Марина»): «Русская Правда». Так назывался  свод законов, написанный на Руси во время правлении Ярослава Мудрого. Он, видимо, был последний такого масштаба документ, ещё содержавший элементы старых норм и правил, которые уважали и соблюдали ещё свободные и независимые люди Земли русской - не славяне, не финно-угоры, не готы, не норманы, а именно все они вместе, объединённые общим целым —  Люди Земли русской; самые далёкие из известных нам сегодня предков нашей нации. (У них, например, отсутствовало членовредительство как вид наказания — это новшество на Русь принесли ромеи; причём самое страшное членовредительство полагалось за преступления против Церкви и за еретичество - т.е. за выбор иной веры.)
Последнее, что хочу подчеркнуть. Мы все, вроде бы, хотим одного и того же: оформиться и состояться в наших новых, сегодняшних условиях, как крепкая и единая нация с общей идеей и гармоничным мировоззрением. Но вот единого мнения даже о том, как нам хотя бы самоидентифицироваться, уже нет и в помине. «Россияне», «русские», «граждане России» и т.д. - у любого варианта сразу налицо те или иные изъяны. Так вот мне, лично, кажется, что нет изъянов у вот этого варианта: «Люди Земли русской» (в ед.числе — Человек Земли русской).

Ну а теперь я просто перепощу здесь два текста с той ветки на Росбалте.
Второй текст прямо так и называется «Русская Правда», и он — это как бы портрет моей «музы», моей «Марины» (или «Джулии», если по Оруэллу). Воспримите его именно так, а не совсем уж буквально в лоб, как свод законов.
А первый текст я написал в ответ Сергею (мы там друг к другу по настоящему имени обращались, без ников; у Сергея ник был -  KURS). Сергей — человек верующий, идея православия для него жизненно определяюща. Поначалу мы с ним чуть было не поцапались, но сумели вовремя проявить терпимость и сразу же нашли общий язык.
Вот, значит, в рамках обсуждения звучавших обвинений «Ты не русский!» Сергей мне написал:  
«Думаю Вы правильно поняли меня, но ответили опять как "человек мира".
... Для меня вы безусловно - русский - это я чувствую в Ваших душе и языке. Единственно, что мне не понятно в Вас, так это стремление к стиранию национальных различий и чуть ли не культ "человека мира".»
И я ему на это отвечал (вот здесь http://forum.rosbalt…mp;st=100# ):

(Цитата)


Сергей!

Знаете, чего я так обрадовался этому Вашему посланию? Я ещё нигде ни разу, вобщем, свою точку зрения по этому аспекту - "человек мира" - не высказывал прямо, а Вы - всё равно попали в десятку. Значит, читаете "меня" внимательно. Вот я и обрадовался.
Во-первых, абсолютно с Вами согласен, что "чистота крови" в этих вопросах значения не имеет. Если обратили внимание, я своих одного деда и одну бабушку так и назвал - чистокровные СИБИРЯКИ. И отец мой покойный, их сын - тоже сибиряк. И родни у меня от Омска до Иркутска - хватает. Все - сибиряки. А это ведь указание именно на природу, на силу и специфичность характера, на мироощущение (мы с их тамошней точки зрения - живём на другой планете  :) ). Я сибиряков всегда любил и люблю, хотя себя к ним отнести, к сожалению, не могу: наездами - бывал не раз, но подолгу не жил никогда.
При этом в Англии, например, в Швейцарии, в ЮАР, кто меня не знал ещё - принимали за "обангличанившегося" американца - я по-английски всё-таки с некоторым акцентом говорю. Но одеваться, как они (у англичан это очень важно), вести себя по-ихнему, разговоры разговаривать - умею. А в Париже меня вообще за своего принимают, потому что по-французски-то я говорю без акцента, и мальчишеский уличный жаргон 60-х до сих пор помню и правильно использовать умею; великое дело язык иностранный не изучать, а усваивать в детстве; так я ещё к тому же в лицее учился, наравне с "местными".
Но "человеком мира" - в вашем понимании - меня в первую очередь всё-таки не эти особенности моей биографии делают.
Если думать, что с нашей страной будет завтра, то надо, по-моему, ясно понимать: это вопрос с двумя взаимосвязанными и равными сторонами - внутренней и внешней.

Представьте себе, что нам нужно, во-первых, наполнить правильным содержанием некий полый внутри стержень, а потом вставить его аккуратно в ствол, причём зазор между стенками стержня и ствола – микронный.
А теперь представьте, что этот стержень - это наша страна. Что наполнение стержня - это как мы устроимся жить у себя здесь внутри, и что стенки ствола, внутрь которого нам надо «вписаться» с точностью до микрона - это все наши точки соприкосновения с внешним миром.
Мы во всём обозримом будущем нормально развиваться без экспорта нефти, газа, металлов - просто не сможем. Значит, нам нужны добросовестные, долгосрочные покупатели всего этого нашего добра. Нам нужны СТАБИЛЬНЫЕ рынки сбыта.
Кроме того, нам нужно покупать "у них" много разных товаров и услуг. Значит, нам нужны добросовестные, долгосрочные продавцы всего этого их добра. Нам нужны СТАБИЛЬНЫЕ рынки закупок.
Наконец, и продавать своё, и покупать чужое выгоднее всего на рынке, где тебя знают и тебе доверяют, и где ты знаешь других и им доверяешь. Это такое правило почти без исключений: чем меньше доверия - тем выше цены, потому что чем выше риск - тем больше закладывают в цену страховку от него.

Есть альтернатива. Выглядит она примерно так, как мы жили в 50-ые и 60-ые. То есть почти в полной изоляции, всё производя и потребляя здесь у себя внутри. Если мы её выберем опять, но хотя бы не будем при этом делать никаких угрожающих телодвижений (как при Хрущёве) - будет несколько лучше. Но всё равно значительно хуже - с чисто бытовой точки зрения - чем в остальном мире.
У меня вот работал чудесный молодой парень, отставной лейтенант. Поехал первый раз в жизни со мной за границу. Попал первый раз в обычный супермаркет. Знаете, что его больше всего поразило? "Неужели ЭТО ВСЁ ПОКУПАЮТ?" И всё, процесс у него в мозгах пошёл, он начал всё время сравнивать: как там? - как у нас?
Важно сейчас для разговора не то, хороший это процесс или плохой. Важно другое.
Можно взять и отгородиться. Как в 50-60-х. Наглухо. Глушить "вражьи голоса", отбирать "запрещённую литературу" при таможенном досмотре на въезде, гонять в хвост и в гриву диссидентов, жёстко цензурить прессу, литературу, кино, театр. Потому что если этого не делать, то «процесс сравнений» пойдёт, как ни старайся, и никакая православная церковь с этим "процессом" в масштабе ВСЕГО народа не справится.
А значит, рано или поздно, жди очередной "перестройки" и чубайсов. Потому что всегда будут желающие при малейшей возможности "раскачать нашу лодку" и в одночасье стать "абрамовичем" или "ходорковским" - есть такие всегда, и у нас внутри, и у них снаружи.
Я просто не верю в то, что в сегодняшних условиях мы в состоянии действительно эффективно "отгородиться", не превратившись при этом в некое подобие "концлагеря". А неэффективное "отгораживание" - выброшенные на ветер "деньги". А если будет "концлагерь", то пойдёт обязательно совсем уже другой "процесс", который люди моего поколения прекрасно знают - начинался на кухнях, в кинокомедиях со "смелыми" шутками и в самиздате. И опять - не остановит его православная церковь. КПСС была куда как помощнее и охват имела посерьёзнее - а не удержала.

Повторяю: даже не принципиально, хорош вариант "50-60-ые" или плох. Принципиально - осуществим ли он с разумным шансом на долгосрочный успех? Моё лично убеждение - нет, в нынешнем мире этот вариант уже больше не получится. Надолго, чтобы счастливо для большинства народа, поколение за поколением - не получится.
Поэтому-то я и выступаю с позиций "человека мира". Я себе не представляю иного конструктивного для нас пути, кроме как "вписываться" во внешний мир.
Зазор, повторяю - микронный. Потому что мы должны, во-первых, соблюсти свой интерес, а, во-вторых, не нарушить ничей чужой, и даже не угрожать ему.
Мы должны, такие какими мы, даст Бог, станем, быть для остального мира понятными, приемлемыми и стабильными.
И точно такими же мы должны быть для себя самих. Обе задачи для нас - совершенно одинаковой важности.
То есть на примере себя любимого: надо суметь остаться "безусловно русскими" как Вы меня определили, знающими свои интересы и умеющими за них постоять, но при этом говорящими во всех этих англиях и франциях на их языке, только с лёгким акцентом, умеющими и одеться как они, и вести себя подабающе, и чтобы когда они у нас в гостях - видели, что мы ничем не хуже и дома.  
А когда у меня никаких официальных иностранных гостей тут нет, я у себя в лесу на 30-ти градусном морозе разгуливаю в унтах, ватных штанах и великолепном милицейском зимнем бушлате на цигейке. И счастлив вполне.
Коллеги англичане надо мной из-за этого подшучивают, и я смеюсь вместе с ними вполне искренне. Потому что - счастлив вполне.
Александр

(Конец цитаты)
  • +0.10 / 8
  • АУ
 
 
 
  zh17. ( Слушатель )
08 янв 2011 07:19:40


Вы - враг России. Так понятнее? А ответить по существу нечем? Я-то свои слова готов подтвердить цитатами.

Это не злоба - это искреннее возмущение тем, что всякие познеры поучают "как обустроить Россию", являясь русскими исключительно по рождению. И уж если и на Росбалте и здесь независимо приходят к одинаковому выводу: "Ты не русский человек!" - может есть смысл задуматься?

Здесь на форуме проявилось не только русофобство, но и презрение к русским обычаям. Попробуйте понять, что Вы пишите: "В чужую землю пойдёшь - чти её законы и обычаи, даже если нам и не любые: мы в чужой монастырь со своим уставом не лезем." Не воспринимайте слово "монастырь" буквально - это может быть любая устоявшаяся группа людей, в том числе и отдельная ветка на форуме.

И эта... Неужели во французских школах не читают даже французских классиков?
Конвент провозгласил аксиому: "Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого"; в одной этой фразе заключены все условия совместного существования людей. (с) Виктор Гюго "Девяносто третий год", 1874.

Работа золотаря не престижна, но кому-то надо расчищать конюшни, а Вы перешли границу дозволенного.





Это "партийный перевод", на котором il Machia специализируется. Попытка, прикрываясь патриотической риторикой, насадить европейские ценности, разрушить Россию изнутри. Филиал Викиликса.

Вот несколько цитат с переводом с "партийного" на русский.


>Право и обязанность писать Русскую Правду - Главное уложение и Законы житейские - у каждого Человека Земли Русской, кто присягнул Правде, своё Честное слово дал и с тех пор прожил на Земле Русской постоянно не менее пяти лет.
- Угу. Резидент ЦРУ, проживший в России постоянно не менее пяти лет, просто обязан Правду исправлять и дополнять. Впрочем, в 90е для написания законов достаточно было просто приехать в Россию и на следующий день начать "исправлять и дополнять".

>Коли кто из других стран на Землю Русскую не по делам или за какой другой нуждой приедет, а чтобы домом обзавестись, или какой иной капитальной собственностью, и жить, хоть день, хоть всю оставшуюся свою жизнь, тому в выборе его никаких преград не чинить, и ему Правде присягать и по Правде жить, и будет он тогда - Человек Земли Русской, и мы за него всем миром стоять будем.
- А Путин - гад. Не дает Бритиш Петролиуму и Шелл обзавестись капитальной собственностью, все препятствия чинит.

>Вся Земля Русская и все её богатства до последней пяди и до последней крупицы принадлежат нам, её Людям, каждому Человеку в отдельности, у кого сколько по Правде в его личной собственности земли, месторождений, имущества движимого и недвижимого, денег и прочего.
То есть любому "кто из других стран приедет пожить хоть на день", тем более "прожившему в России постоянно не менее пяти лет."

>- мы и с внешним миром хотим и будем жить только по нашей Правде, о чём и даём наше Честное слово, которое не нарушим никогда;
- А до этого мы только врали, врали... Договоров никаких не соблюдали. Постоянно на всех нападали. И что тогда удивляться, что комментируя скандал после победы молодежной сборной по хоккею, в интервью слышишь: "Не знаю в чем там дело, но это же русские - от них всего можно ожидать."

>- ни в какие военные союзы ни с кем не вступим никогда, ни в оборонительные, ни тем более в наступательные;
- Тут даже не нахожу как перевести. А почему не предложить сразу распустить армию? Мы же "даём наше Честное слово, которое не нарушим никогда", а враги наши - честны "по определению".

>- чужих земель и чужой собственности или денег, силой или контрибуцией, к Земле Русской не присоединим и ни у кого не возьмём никогда, ни при каких обстоятельствах.
- Чтобы хохлы и бульбаши даже не думали об объединении. А то, уже и прибалты начинают ностальгировать по СССР - не содержат их общеевропейцы, как раньше Россия.


Если бы не столь откровенные антирусские вставки, я бы решил, что il Machia хочет стать новым Томасом Мором.
  • -0.20 / 6
  • АУ
 
 
 
  КиевлянинЪ ( Слушатель )
09 янв 2011 14:52:38

Ярослав Мудрый — покровитель киллеров

Если бы первых Рюриковичей, к коим принадлежал и Ярослав Мудрый, удалось перенести в наше время, они не сходили бы со страниц уголовной хроники. Это была исключительно одаренная в криминальном смысле семья с безмерными аппетитами. На протяжении нескольких столетий она держала в ужасе всю Восточную Европу, монополизировав поставку самых острых новостей.

Ждали от Рюриковичей постоянно чего-то сенсационного — какого-нибудь щекочущего нервы заголовка, вроде «Ольга жарит древлянских послов» или «Дружинники Ярополка загнали в ров его брата».

Не успел князь Олег объявиться в Киеве (якобы с торговой миссией), как тут же прирезал беднягу Аскольда. Наследник его, Игорь, до тех пор обчищал древлян, пока туповатые полещуки не догадались разорвать его на куски, остроумно растянув между согнутыми деревьями. Святослав вырос уже в бандита международного масштаба (наподобие римских императоров) и до того утратил чувство реальности, что даже собственные подданные, набравшись храбрости, вынуждены были ему однажды заметить: «Ты, княже, ищешь чужой земли, а свою забросил!» (Выдающийся полководец в это время до того увлекся мародерством в Болгарии, что не обратил внимания, как его собственную столицу обложила орда печенегов).

Вся экономика княжеского семейства представляла собой нехитрый набор из трех операций — сбор дани, сбыт ее в Константинополе и традиционный запой по возвращении на Родину. Умей эти защитники Земли Русской писать, то в графе «род занятий» они могли бы с чистой совестью вывести: «рэкет, торговля награбленным». Основатели государства не гнушались даже работорговлей. Тот же предприимчивый Святослав, перечисляя ассортимент древнерусского экспорта, наряду с воском и медом упомянул и рабов. Интересно, где он их брал? Разводил, как скот, рассматривая подвластное население вроде племенного стада? Или попросту охотился в пущах на лесных мужиков? Историки молчат.

В толпе этих великосветских разбойников неким семейным уродцем выглядит только Ярослав Мудрый. В массовом сознании он до сих пор присутствует в образе безобидного книжного червя, который, дескать, только то и делал, что закладывал церкви да круглые сутки просиживал над толстенными неподъемными фолиантами. Проносящаяся время от времени истерия поисков его исчезнувшей библиотеки, в которой вряд ли было больше нескольких десятков томов, только укрепляет расхожий стереотип.

На недавно открытом в Киеве памятнике возле Золотых Ворот Ярослав изображен в привычном для него образе мудрого властителя — с моделью храма св. Софии в руках. Однако прозвище Мудрый придумал ему только русский придворный историограф Николай Карамзин. Причем несколько поздновато — через целых пятьсот лет после смерти князя, чем окончательно превратил покойника в мифологического героя — воплощение разнообразных добродетелей.

Но, возможно, куда более ему подошел бы монумент на другой сюжет — Ярослав заказывает варягам убийство своего брата. Ибо, в отличие от Ивана Грозного, собственноручно порешившего сына в приступе безумия, киевский князь не был сумасшедшим. Подобные комбинации он старался воплощать с помощью подставных лиц — чтобы капли крови не брызнули на белое полотно его репутации.

По традиционной версии, изложенной в «Повести временных лет», история восхождения Ярослава на киевский престол выглядит несколько упрощенно. В 1015 г. умирает его отец Владимир — тот самый, что окрестил Русь. Киевским князем становится старший сын Святополк. Ярослав в это время княжит в Новгороде. Тут бы им только жить-поживать да дань собирать, да только Святополк вдруг повел себя не как глава рода, а просто как серийный маньяк-убийца. С упорством, достойным лучшего применения, он начинает истреблять меньших братьев, открыв счет с Бориса и Глеба — таких себе дурноватых пацанов-недотеп, покорно подставивших шеи под ножи заказных убийц.

Ярославу это очень не нравится — чего доброго, энергичный брательник доберется и до него в медвежьем новгородском углу. А потому он нанимает за морем варягов и смело вступает в борьбу с «маньяком» Святополком, поведение которого летописец объясняет без лишних психологических нюансов — мол, бес попутал.

На беса, конечно, можно все свалить, но после нескольких боев Ярослав побеждает. Святополк же, гонимый божьим гневом, «прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией и там бедственно окончил жизнь свою. Праведный суд постиг его неправедного»...

Такая вот поучительная история про то, как нельзя обижать младших, если бы не несколько «но».

Даже из текста «Повести временных лет» следует, что Ярослав никогда не был послушным мальчиком. Свою политическую карьеру он начал с репутации отъявленного сепаратиста, еще при жизни отца отказавшегося платить дань Киеву. Не умри Владимир так быстро, Ярослава ждала бы хорошенькая «взбучка». А точнее, карательная экспедиция — испытанный медицинский метод, которым тогда лечили расшатанную психику злостных неплательщиков налогов. Владимир уже и мосты приказал мостить на Новгород, да только скоропостижно окочурился — очень некстати для идеи территориальной целостности страны.

К тому же Ярослав охотно воевал не только «за правду», но и за обычное семейное имущество. Именно в духе этих идеологических ценностей он после победы над Святополком принялся делить Русскую землю с еще одним братом — Мстиславом. И делил, пока окончательно не залил кровью в гражданской войне.

И, наконец, самое главное! В распоряжении исследователей оказалось еще одно свидетельство тех запутанных событий. Готовясь к войне, Ярослав Мудрый нанял в Скандинавии варягов. А эти храбрые воины имели хороший обычай оставлять рассказы о своих подвигах — так называемые саги. Одна из них, повествующая о похождениях на Руси конунга Эймунда, сохранилась в Норвежском государственном архиве. Несколько лет назад научное издание ее крошечным тиражом появилось и в Петербурге.

Историю, известную из «Повести временных лет», она излагает совсем в другой интерпретации.

Согласно саге, новгородский князь Ярицлейв, сын Вальдамара, ведет жестокую войну со своим братом... Бурицлавом. Все имена легко расшифровываются. Вальдамар — это Владимир Креститель, Ярицлейв — Ярослав Мудрый. А Бурицлав — Борис, первый из двух якобы убитых Святополком братьев!

Как рассказывает сага, в тот самый момент, когда борьба достигла апогея, варяжский конунг Эймунд предложил Ярославу избавиться от соперника. Говоря более поздним языком — «ликвидировать политического оппонента». Мотивировал он это достаточно убедительно: «Ведь никогда не будет конца раздорам, пока вы оба живы».

Хитрый Ярослав повел себя приблизительно так же, как товарищ Сталин, любивший, как известно, все непопулярные меры перекладывать на товарища Ежова. Он ответил: «Не стану я ни побуждать людей к бою с Бурицлавом, ни винить, если он буде убит».

Инициативный Эймунд расценил это как дипломатическое одобрение. С десятком самых верных друзей он подстерег Бурицлава, когда тот ночевал в лесу с войском, и, внезапно напав, отрезал голову. Голова была ему нужна не для садистского удовольствия, а как вещественное доказательство — чтобы получить гонорар за профессионально исполненную работу. Но Ярослав сделал вид, что ничего подобного не заказывал — мол, его просто неверно поняли! Платить отказался. И даже предложил варягам за их счет похоронить покойника: какое, мол, он имеет к этому отношение?

Правда, как свидетельствует сага, князь при этом покраснел. Но кто скажет точно — по какой причине? Может, ему стало стыдно. Может, жаль неудачника-брата. А может, он как человек образованный, расстроился, что мир так несовершенно устроен. Кто знает? Вот только Эймунду с друзьями скоро пришлось бежать от Ярослава — тот почему-то решил поотрезать головы и им. И только чудом славным норвежским парням удалось спастись.

Возникает вопрос: можно ли верить саге больше, чем «Повести временных лет»? И тут же напрашивается ответ — да! Святополку незачем было убивать Бурицлава-Бориса. Он и так оказался самым старшим в роду, законным наследником, а Борис, по русской летописи, даже готов был чтить его, «как отца своего». Войну же с Ярославом Святополк получил в наследство от умершего отца — он сам ее не развязывал. А потому логичнее всего было отправить Бориса с войском на север — туда, где, как оказалось, его поджидал варяжский киллер Эймунд. Ну а варягам оговаривать себя и вовсе нет смысла — для них все происходящее выглядело не трагедией, а обычной работой наемника, которой следовало гордиться.

Но виноват ли автор «Повести временных лет» в сознательной фальсификации? Отнюдь! Древнерусский историк не был заказным борзописцем. На страницах своей книги он не скрывает самые неприглядные поступки князей: упомянул же, что отец Ярослава — Владимир — в свое время тоже разделался со своим старшим братом при помощи варягов! Но то была открытая, наглая расправа. А в нашем случае речь идет о заказном убийстве — самом труднораскрываемом виде преступлений, к информации о котором всегда допускается узкий круг лиц.

Святополк погиб в междоусобной войне. Услышать его оправдательную речь у летописца не было физической возможности. Так, со слов победителей, он и стал навсегда Окаянным. И если бы в норвежском архиве не отыскалось свидетельство подлинного исполнителя, никто бы так и не узнал, что моду на заказные убийства ввел на Руси Ярослав Мудрый, так любивший книжное учение.

Неудачник Борис стал первым русским святым.

А доживший до семидесяти шести лет Ярослав, чьи кости лежат теперь в Софийском соборе, тоже как бы канонизирован — как небесный покровитель наемных киллеров.

Литература от "варягов" - гуглите:
Эймнудова сага. Перевод О. Сенковского - С.-ПБ, 1858.

Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе - МСК., 1994
  • +0.19 / 2
  • АУ