Мнение эксперта
Летчик-испытатель и космонавт Игорь Волк считает, что все проблемы проекта «Сухой Суперджет 100» прячутся в факте отсутствия у фирмы опыта проектирования гражданских авиалайнеров. Конструкторская школа в авиастроении значит не меньше, чем в архитектуре или живописи:
– Вспомним историю появления «Суперджета». Стране понадобился региональный авиалайнер на 50–75 мест. Был объявлен конкурс. Фирма Туполева выставила Ту-414, во многом унифицированный с Ту-334 и Ту-204. «Гражданские самолеты Сухого» без предъявления эскизных проектов – RRJ-75. Михаил Погосян его выиграл только потому, что гарантировал финансирование из внебюджетных источников.
А потом случилась неприятная история: RRJ-75 заметно подрос, не получилось остаться в заданной размерности. В итоге сейчас мы имеем «Сухой Суперджет 100», который вломился в нишу, где есть сразу два готовых и сертифицированных самолета – прекрасно летающие Ту-334 и Ан‑148.
– Где ахиллесова пята «Суперджет 100»?
– У лайнера чересчур низко расположены двигатели (47 см от поверхности земли, по сути – пылесос). Тем более до этого большинство наших бетонных полос практически не обслуживались последние десятилетия. Летать с них на «Суперджете» то же, что играть в русскую рулетку.
Своими деньгами мы еще и обеспечиваем рабочий класс западных стран – к нашей промышленности он не имеет никакого отношения. Абсолютно та же ситуация с МС-21. Ту-334 практически похоронили в угоду «Суперджету». Хотя под него готовы производственные мощности в Казани.
– Как же региональный самолет?
– А на Севере полно мест, куда можно добраться или на оленях, или на самолете, – дорог-то нет. Остались олени. Вертолеты слишком дороги – расход топлива высок.
– То есть местным авиалиниям нужны небольшие самолеты, на которых можно перелететь из областного центра в районный?
– Да, они должны быть небольшими, для обеспечения рентабельности перевозок. При загрузке около 80% это вполне реально сделать. Проектов, подходящих для малых авиалиний, море. На МАКСах
от них в глазах пестрит, а толку? Есть очень интересные модели, способные решать задачи «общения народа». Но в серии их нет.
http://www.argumenti…/06/63008/