Цитата: MikeS от 31.03.2011 20:37:03
В 1997-м году я готовился к поступлению в ВУЗ (бывший политех). Чудовищным шоком было для меня занятие с репетиторами по физике и математике - объема знаний школьного курса было реально недостаточно для поступления в ВУЗ на тот момент.
Как можно пытаться еще и сократить этот курс, если он и так весьма поверхностный?!!! У меня в голове просто не укладывается...
По поводу поверхностности курса - хз... Это во многом от школы зависит. Я вот заканчивал Бабиничскую СШ. Бабиничи - это поселок в 8 км. южнее Орши. Естественно, никаких там лицейских замашек, платности и прочей "илитности" не было слава богу. Обычные учителя со своими обычными низкими зарплатами, учебные классы, в которых какой либо навороченой техники не было, да и как я понял - не надо.
Ученики нашей школы занимали высокие места в республиканских! олимпиадах по физике, математике, истории и русскому языку. Обычные сельские пацаны. Я тоже ездил на областные олимпиады. Каждый раз я мог выбирать, на какую из них отправиться - по физике или по математике. Выбирал математику, но отбор на республику не прошел ниразу. 3 раза 13 место ;D. Собственно в последней поездке я уже знал, с каким местом вернусь.
А все потому что учителя по крайней мере по вышеназванным предметам не заставляли детей заучивать математические формулы, не заставляли учить даты по истории. Они заставляли ДУМАТЬ! Чтобы получить хороший балл по истории не нужно знать дату парижской революции (пофиг какой по счету
), хотя это знание естественно приветствовалось и в нас вколачивалось. Только потом я понял, что это нужно для того чтобы у меня смогла сформироваться целостная структура развития мира в целом и понимание того, как события в одном конце шара аукаются в другом. Нужно понимать причины и логику развития общества того времени, интересы различных групп. В физике нас учили не занудным формулам и терминам, а очень грамотно, с душой, вкладывали в наши головы понимание всей механики физических процессов, происходящих в мире. Аналогично в математике - я не просто знаю всякие там синусы с арктангенсами. Я знаю основополагающие математические пространства, в которых ведутся рассчеты. Начиная от школьной геометрии и заканчивая дифференциальными уравнениями и функциональным анализом - высшее соответствующего профиля. На экзаменах в БГУ я мог не знать или забыть по причине раздолбайства ::) некоторые нюансы работы в определенных ситуациях, но чаще всего мне хватало времени чтобы вывести самому все необходимые для решения определенной задачи или доказательства теоремы данные. В результате ответ занимал зачастую весьма много времени, потому что мог сильно отличаться от классического ответа.
Среди ВУЗовских предметов есть понятие так называемых "общеобразовательных" предметов, которые преподаются во всех ВУЗах независимо от специальности. К ним относятся:
Высшая математика. Потому что это не только наука о решении дифференциальных уравнений, не только доказательство невозможности причесывания сферического коня в вакууме. Это еще и наглядный пример в действии мощного логического аппарата, где каждое новое утверждение и предположение четко опираются на предыдущие. Тут предлагали логику изучать - так и изучайте на примере высшей математики - учебное пособие создано огромное, да и в жизни может когда нить пригодиться.
Педагогика. Потому что не каждый выпускник ВУЗа пойдет в учителя, но практически каждый должен быть немного педагогом, чтобы суметь воспитать своих детей. Я с огромным удовольствием слушал лекции по педагогике. Во многом благодаря тому, что молодой преподаватель сам в тот период времени растил маленькую дочку и все его доводы подкреплялись примерами из жизни.
Философия. Я лично воспринял ее больше как историческую науку. Проследил развитие попыток познать и объяснить мир от древних греков до современных философов. ПМСМ - не в пользу последних. Философия это тоже логика, но несколько более созидательная. Если в математике мы берем несколько аксиом и от них выстраиваем все дерево, то в философия - это попытки создать свою аксиоматику, которая не противоречила бы логике современного мира и могла бы при этом объяснить то, что "дано нам в ощущениях".
С точки зрения именно педагогики какое либо разделение предметов на обязательные и необязательные мне кажется абсурдным. В приведенных выше списках обязательных и необязательных предметов ПМСМ эти предметы перепутаны местами.
Приведу простой пример. Возьмем один предмет: История.
Как можно понять историю, не зная географию? Это вообще невозможно!
Для понимания истории необходимо не только знания о событиях и датах. Необходимо хоть немного представлять, что и как думали люди, жившие в описываемый период времени. И как вы думаете, почему во всех школьных программах русская поэзия и проза 17 века изучается в то же время, что и история 17 века??? И сможет ли ребенок хоть что-то понять, прочитав знаменитые "Скажика батя, ведь не даром, Москва спаленная пожаром...", не зная исторических фактов относительно этого события?
Все предметы, которые преподавались в Советской школе, взаимосвязаны. Они дополняют друг друга, и если ребенок будет большую часть времени изучасть только физику, из него может получиться неплохой физик. Приладник, лаборант, технарь. Но из него не сможет вырасти настоящий Ученый. За примерами далеко ходить не надо - посмотрите на Добряка, Мимохожего и прочих ученых, пишущих на этом ресурсе. Я поражаюсь их эрудированности в самых разных областях! Это физики, но они заткнут за пояс подавляющее большинство присутствующих на этом ресурсе и по познаниям в искусстве, литературе и истории! Из всех людей, которых я знаю в университетской среде, все самые успешные и добившиеся значительных результатов люди - развиты всесторонне! Я сам копья ломал после выхода бреда Резуна на спорах, обсуждал некоторые элементы современного искусства (в узком смысле этого слова - без похабной херни, которую кто-то тоже хочет к нему приписать), обсуждал некоторые моменты древнегреческой философии с
математиками!
Мне нечего больше добавить, АУ на усмотрение модераторов.