А теперь я вам скажу очень странную вещь. Уравнения Блохинцева фундаментально, категорически неверны. Они не имеют никакого физического смысла.
Но они ра-бо-та-ют.
Из Предисловия к книге:
Эти уравнения Блохинцева были реализованы «в железе», в комплексах для обнаружения вражеской авиации, которые использовались во время Великой Отечественной войны. В том, что наша страна победила, – заслуга в том числе и Д.И. Блохинцева, его уравнений. Вспомните также, что это было за время, какую ответственность нес Блохинцев за то, что его уравнения, его теория позволят войскам обнаружить и атаковать вражескую авиацию. В случае неуспеха, он отвечал головой. Цена ошибки здесь намного выше, чем для обычных физических экспериментов и теорий, не так ли? Но всё работало, причем с высокой точностью.
Уравнения Блохинцева, воплощенные «в железе», были, конечно, намного более сложными, чем те вводные уравнения, что процитировал я. Но они тоже включали в себя то самое сжатие в γ раз (например, для движущегося приемника звука). Если бы Блохинцев остановился сразу же, как только увидел сжатие в γ раз и подумал, что этого не может быть, это не имеет физического смысла, – он не смог бы создать теорию, позволяющую обнаруживать вражеские самолеты по генерируемому ими звуку. Потому что другой математики у него не было.
При этом, в книге Блохинцева встречаются такие высказывания, как:
Но понимание этого не помешало ему провести все математические манипуляции, все преобразования до логического конца – и принять те уравнения, которые получились.
Возникает, разумеется, вопрос: почему, если уравнения неверны, они приводят к правильным экспериментальным результатам? Как могут «работать» неверные уравнения?
Короткий ответ – потому что в реальных волнах действительно «сидит» γ, но она имеет совсем другой физический смысл, чем в уравнениях Блохинцева или в теории относительности. Сжатия в γ раз нет – есть искривление лучей и силовых линий, в котором фигурирует та самая γ. Длинный ответ будет позже – на то он и длинный, что займет много времени.
Здесь наиболее интересно следующее. Есть полная аналогия уравнений аэроакустики Блохинцева и теории относительности. При этом, мы видим, что уравнения Блохинцева, будучи неверными по своей физической сути, тем не менее, приводят к правильным результатам экспериментов и на их основе были построены и успешно использовались аппараты для обнаружения самолетов. Аналогично, очень похожие уравнения теории относительности приводят к правильным результатам экспериментов и на их основе были построены и успешно используются системы GPS и ГЛОНАСС, строятся Galileo и их китайский и индийский аналоги.
Так вот, я хочу подчеркнуть, что пример уравнений аэроакустики Блохинцева показывает, что успешное применение уравнений теории относительности на практике еще не доказывает, что эта теория верна, что она имеет физический смысл. Таким образом, практика не всегда является критерием истины. Экспериментальное подтверждение предсказаний теории еще не доказывает ее корректность. Как это ни грустно – потому что возникает вопрос: как же тогда отличать правильные теории от неправильных?
Я очень рад, что Блохинцев написал эту книгу. Если бы уравнений Блохинцева не было, мне пришлось бы их придумать, пришлось говорить, что ту же логику, что используется при анализе волновых уравнений электродинамики и приводит к преобразованиям Лоренца, можно применить и к уравнениям для звуковых волн, и мы получим точно такие же результаты, что не имеет физического смысла. Блохинцев проделал эти преобразования за меня и я ему очень признателен.