Украина и украинско-российские отношения
206,753,692 349,255
 

  Dobryаk ( Профессионал )
26 май 2011 15:38:00

Тред №325006

новая дискуссия Дискуссия  104

Эксперты о переговорах между Россией и Украиной о цене на газ и слиянии Газпрома и Нафтогаза


Президент Украины Виктор Янукович исключает потенциальное слияние Нафтогаза и Газпрома, предложенное российским премьер-министром Владимиром Путиным.


«Если Украина продаст часть своих энергетических ресурсов, это произойдет прозрачно и на рыночных условиях. Такие крупные предприятия, какими являются энергетические компании, в ближайшем будущем будут проходить регистрацию для первоначального открытого предложения», - сообщил Виктор Янукович.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: «У Украины задача какая – чем ниже цена, тем им комфортнее. Ведь энергоемкие металлургия и угольная промышленность очень болезненно переживают повышение цен на энергоносители. Учитывая, что цены на газ привязаны к нефтяной корзине, и с учетом того, что цены на нефть были 110-120 долларов за баррель, получается, что по второму кварталу цена на газ для европейских жителей будет еще выше. Поэтому озабоченность Януковича понятна. ут возникает вопрос, какие козыри в этом случае у Украины и России, и есть ли они вообще у Украины.Т

Дело в том, что после громогласного объявления Газпромом о завершении стройки первого нитки «Северного потока» актуальность обсуждений будущей энергетической кооперации соседей кратно возросла. И в первую очередь, это касается Украины, так как у России появился весомейший козырь в переговорном процессе по плану Владимира Путина о консолидации национальных газовых концернов. Я имею в виду проект объединения Газпрома и Нафтогаза.

В 2012 году, как уже посчитали на Украине профильные ответственные ведомства, если первая нитка «Северного потока» будет полностью загружена, то Украина может лишиться около 700 млн. долларов из-за снижения прокачки газа по национальной ГТС. А с запуском второй нитки «Северного потока», то есть спустя год-другой, эта сумма будет пропорционально расти, и потери украинского бюджета в этом случае очевидны и очень существенны.

С учетом этих фактов Россия верно посчитала, что сейчас самое время давить на Украину с целью форсирования передачи управления Газпрому транзитных мощностей. Еще на прошлой неделе, если не ошибаюсь, в Киев собирался прибыть глава госмонополии Алексей Миллер, но только вчера состоялись переговоры с Януковичем. И, как видим, Киев пока не сдается и по-прежнему настойчиво требует снижения цены. Газпром к этому будет относиться весьма сдержанно. Накалять ситуацию никто не собирается.

У Януковича ведь дилемма – он не может все это дело скоропалительно передать в наши руки. В этом случае сразу начнут его упрекать внутри страны, и оппозиция начнет вопить, что он раздает национальное достояние. То есть его ждут политические спекуляции. Поэтому все это дело надо преподнести красиво. И предмет торга им нужен, чтобы получить хоть какую-то выгоду для себя. При этом реальных рычагов давления, как видим, у них нет.

О саботаже речь не идет, а вот нелицеприятные выпады у них в наш адрес бывают, как, например, высказывания Николая Азарова в Вашингтоне о переходе на альтернативные источники и т. п., направленные на то, чтобы нивелировать участие Газпрома в экономике Украины. Эти мелкие шпильки в концептуальную линию крупных помех не вносят.

Задача у России понятна, и все шансы и козыри в наших руках, чтобы получить газотранспортную систему Украины в управление и начать ее спокойно модернизировать. Первоначальный этап – процесс объединения Нафтогаза с Газпромом, и уже после слияния концернов строительство «Южного потока», который как раз противопоставляется украинской газотранспортной системе, может оказаться под вопросом. Но заметим, что сегодня как раз в Брюсселе должна состояться презентация российской стороной проекта «Южный поток». Россия хочет, чтобы европейцы приравняли его к статусу общеевропейского проекта и он получил все возможные преференции. Понятно, что это только презентация, а не великий прорыв, но это показательный процесс, и Украине впору задуматься о своевременности своего решения. Если долго думать, то не за горами и запуск нового альтернативного проекта, и тогда их трубопроводная система окажется пустой. Особенно если заработают все наши заявленные альтернативные магистрали.

С «Нордстримом» все понятно – уже заявлено о готовности его первой линии, да и вторая – на подходе. Речь идет о совокупном объеме в 55 млрд кубометров газа в год. Это уже приличные объемы. «Южный поток» – это плюс еще 63 млрд кубометров в год, что может практически перекрыть транзитные балансы Украины, сведя их на нет. Поэтому перед украинцами сейчас задача выторговать максимально приемлемую цену на газ. Насколько я знаю, та скидка в сто долларов, которая им была предоставлена ранее, никем не отменялась. Поэтому 450 долларов за кубометр, о которых говорит господин Янукович, не думаю, чтобы Газпром его такой суммой пугал – у них она будет ниже, чем среднеевропейская цена. Возможно, что-то изменилось, так как контракты между Газпромом и Нафтогазом официально в глаза никто не видел, их не обнародовал никто и никогда.

Что касается обвинений Юлии Тимошенко в превышении полномочий, то этот факт на наших отношениях не должен отразиться. Я помню, как в апреле Азаров сказал, что такие моменты как пересмотр газовых отношений в одностороннем порядке, если Тимошенко признают виновной, невозможен, он будет нелегитимным. Все равно договор заключался, когда премьер был действующим, и по юридическим нормам такие вещи не решаются в одностороннем порядке. Это не предмет национальных споров и арбитража, а относится уже к международным разбирательствам, и Россия никогда не пойдет на расторжение подписанного Тимошенко договора.

Это должен быть конструктивный диалог за столом переговоров, возможно, будут внесены дополнения. Так бывает в русле переговорного процесса. Подчеркну, что с Украиной у нас путь на интеграцию, а не на эскалацию конфликтов или повторение газовых войн. На данный момент с тем политическим строем, что существует в Украине, это исключенный вариант.

Думаю, что после презентации в Брюсселе с украинской стороны последуют какие-то новые заявления. До конца года должны провести все необходимые действия. Потому что если они будут затягивать еще дольше, то ситуация усложнится не в пользу Украины.

Разумеется, Газпром предоставит какие-то свои уступки, не такие масштабные, как просит Украина, но приемлемые для того, чтобы не провоцировать оппозицию. Понятно, что украинская экономика очень сильно завязана на российские энергоносители, и она может просто осыпаться. В обмен на объединение концернов у Украины будет цена, схожая с российской, за вычетом транзитных издержек. Других сценариев, которые помогут Украине сохранить оптимально свой транзитный статус, на самом деле нет.

С «Южным потоком» у нас только с Турцией проволочки, но при желании ее можно будет продавить, особенно если проект получит статус общеевропейского. Тогда туркам уже придется противостоять всему евросообществу, и они не смогут этого сделать. Это сыграет на руку российской стороне, и мы получим последнее разрешение от Турции на прокладку в ее территориальных водах магистрали «Южный поток», чтобы начать реализовывать этот проект. Но вложения в украинскую ГТС оцениваются в разы дешевле. То есть с экономических позиций России интереснее заниматься развитием отношений с Украиной. Поэтому мы с ней так тесно и общаемся. А «Южный поток» – это либо дело будущего, либо он будет, скажем так, заморожен или расформирован. Ведь если у нас все нормально сложится с Украиной, то смысла строить трубу огромной мощности нет. В Евросоюзе потребности в газе так значительно и кратно не вырастут. Речь идет о проекте в периоде долгосрочных перспектив 10-15 лет и цене проекта в 25 млрд долларов, большая часть которых должна лечь на плечи Газпрома, то есть его реализация нецелесообразна. В случае с Украиной все равно экономические резоны выше, чем политические мотивации.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.99 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!