Меньше месяца остается до того дня, как мы отметим 70-ю годовщину начала Великой Отечественной. В мае 1945-го тяжелейшая из войн, бушевавших когда-либо на земном шаре, завершилась победой советского народа. Фашизм был повержен, Европа спасена, и над берлинским рейхстагом развернулось красное знамя с серпом и молотом. Для миллионов людей наступили мирные будни. Но для генерала государственной безопасности Юрия Князева война продолжалась и в восьмидесятые годы...
Начать решили со Сбаражского района
— С 1980-ГО по 1985-й годы мне довелось работать начальником управления КГБ в Тернопольской области, — вспоминает генерал-майор в отставке бывший начальник Шестого управления КГБ УССР, экс-заместитель начальника Инспекторского управления КГБ СССР Юрий Васильевич Князев. — Казалось бы, давно уж отгремела война, жизнь вошла в мирную колею, поднялась и расправляла плечи разрушенная гитлеровцами страна, строились новые заводы, шахты и фабрики, набирало силу сельское хозяйство, а сотрудникам госбезопасности приходилось вновь и вновь сталкиваться с войной. Для нас она как бы продолжалась, несмотря на то, что со дня Победы минуло уже два десятилетия.
В 1980-м Министерство иностранных дел Израиля попросило советскую сторону еще раз вернуться к событиям Великой Отечественной и, основываясь на материалах Нюрнбергского международного трибунала, проанализировать ситуацию с преследованиями и казнями евреев, проводимыми нацистами и их пособниками. Соответствующую ориентировку получило тогда из КГБ СССР и Тернопольское управление. По-моему поручению следователь майор Василий Пшеничный вместе с отделом контрразведки начал готовить информацию, которая должна была подсказать, где развернуть поиск в первую очередь. И через пару недель майор доложил: анализ надо начинать со Збаражского района.
— Почему?
— Собранные материалы говорили: здесь находится немало так называемых подснежников - людей, которые уже отбыли наказание за пособничество фашистскому режиму, однако их участие в карательных акциях осталось нераскрытым. Стали известны и конкретные фамилии. Словом, оперативно-следственная работа началась. Специальная бригада сотрудников госбезопасности во главе с начальником управления и его заместителем взялась за тяжелейшее дело...
В тот день в селе убили почти 40 жителей
— В ЧЕМ заключалась трудность?
— Здесь можно говорить о колоссальном объеме работы с архивами — материалами и документами, раскрывавшими то, как украинские буржуазные националисты шли на службу фашистам. Но главное заключалось в другом. К тому времени за сорок с лишним лет жизни я уже многое знал о гитлеровских пособниках самых разных мастей и масштабов. Но то, что выяснялось в ходе изучения архивных дел, буквально потрясало. Порой не верилось, что зверства, творимые оуновскими бандитами, вообще возможны.
— Это были текстовые материалы?
— Не только. Собирая доказательства преступлений, мы проводили земляные работы, раскопки. Многое из того, что находили, что содержалось в документах, подкреплялось фотоматериалами. Среди них было и немало снимков, сделанных самими карателями. До сих пор стоят перед глазами кошмарные кадры, «зафиксировавшие» расправу над молоденькой учительницей. Не «москалькой» - украинкой по национальности. Ее казнили только за то, что она, уроженка восточных областей Украины, добровольно приехала учить детей на Тернопольщину. У девушки вырезали груди, еще живую бросили в колодец и забросали камнями. Все этапы казни скрупулезно описывались и снимались на фотопленку...
Никогда не забыть и кровавого злодеяния, совершенного пособниками фашистов в селе Чехив Монастырисского района. Чтобы быть точным, обращусь к документам, опубликованным в моей книге «Воспоминания генерала госбезопасности». Об этом жутком случае нам рассказал его очевидец. Вот его показания: «Утром 3 июля 1941 года к дому с топорами, сапами и вилами подошли Слободян, Никитин, Срибный - всего около 30 человек. Возглавлял их местный оуновец Василий Бучек, бежавший после с отступающими немцами за кордон. «Берите какое-нибудь оружие. Будем убивать всех коммунистов и тех, кто не ходит в нашу церковь!» - кричал Бучек. Исполняя его приказ, группа местных националистов уничтожила в тот день 37 человек, среди которых были старики и дети. А потом, после убийства, был митинг, где Бучек выкрикивал, что советские войска отступили, а Гитлер дает возможность строить «самостійну» Украину».
Оуновское «подполье» и дело Бойчука
— СЕГОДНЯ в Украине, особенно в ее западных областях, все активней насаждают мнение о том, что оуновцы, бойцы УПА боролись против Гитлера, были эдаким антифашистским подпольем. «Провіднику» организации украинских националистов Степану Бандере ставят памятники в Тернополе и на Ивано-Франковщине. Одному из организаторов дивизии СС «Галичина» Дмитру Павлииву открывают мемориальную доску во Львове. Их называют национальными героями. Что вы скажете по этому поводу?
— Не знаю, как можно называть этих людей героями, а их действия — героизмом. Некие антигитлеровские лозунги — это лишь прикрытие, маскировка националистического подполья, по сути действовашего по заданию фашистов и их разведок. Людям, которых вовлекали в лесные банды, якобы для того, чтобы воевать с гитлеровцами, внушали: активную борьбу с фашистами вести еще невозможно, потому что «массы не подготовлены к этой борьбе» и вообще «первым врагом является Москва». Ну а клятва, которую давали вояки «Галичины», вообще сбрасывает с них покров патриотизма, сыновней любви к «неньке» Украине.
«Я присягаю перед Богом этой святой клятвой, что в борьбе против большевизма буду беспрекословно подчиняться высшему руководителю немецких войск Адольфу Гитлеру и хочу как отважный солдат посвятить свою жизнь выполнению этой клятвы», — обещал каждый из участников этого эсэсовского формирования. Клялся беспрекословно подчиняться Гитлеру, который грабил Украину, убивал ее народ, вывозил в Германию сельхозпродукты, скот, музейные ценности и даже землю...
О том, какую «борьбу» вели оуновцы против гитлеровцев, красноречиво показывает дело «верного продолжателя дела своих лидеров» бывшего бандита ОУН Бойчука, которое расследовалось органами КГБ Тернопольщины. «Было это в сентябре 1943 года, — показывал на следствии лесник Горащук. — Бойчук со своими головорезами, действовавший в Збаражском районе, обманом заманил в мой дом 14 партизан-ковпаковцев, среди которых были две женщины. Вскоре послышалась стрельба, крики, стоны, 13 человек бандиты убили. Не пощадили и женщин. Лишь одному удалось избежать гибели в ту кровавую ночь».
Как заявил потом на следствии Бойчук, люди, которые его окружали, да и он сам, действовали гестаповскими методами. Это «антинемецкое подполье» в действительности имело, как видим, совсем другое назначение. Уничтожало тех, кто действительно боролся с фашистами. В наших руках оказались и официальные приказы по УПА, которые в категорической форме запрещали оуновцам «разрушать немецкие коммуникации и уничтожать склады оружия и продовольствия, а также нападать на немецкие соединения, даже в том случае, если они обессилены и отступают с фронта».
Примеров смертельного для народа «героизма» националистов можно приводить множество. Седьмого февраля 1945 года в селе Залесье Коропецкого (ныне Монастырисского) района банда Быстрого сожгла 11 домов и убила 37 жителей, среди которых было 22 поляка и 15 украинцев. А через неделю эта же банда окружила село Пужники, в котором проживали в основном поляки. Оуновцы сожгли тогда 172 дома и убили 82 человека. В настоящее время этого села вообще нет.
Я не сторонник нагнетания обстановки, но не могу забыть войны после Победы. Не могу забыть, что в годы Великой Отечественной на территории Украины фашисты убили и замучили свыше пяти миллионов советских граждан (некоторые говорят о восьми миллионах) и что самое активное участие в этом принимали украинские националисты. От их рук погибло 850 тысяч евреев, 220 тысяч поляков, более 400 тысяч советских военнопленных и 500 тысяч мирных украинцев.
Потому считаю глубоко безнравственным то, что этих «героев» награждают нынче знаками высшего государственного отличия, что им ставят памятники и называют улицы их именами. События, о которых мы вспоминаем, — это горе народа, его и сегодня кровоточащая рана. http://rg.kiev.ua/page5/article21405/