Тред №329238
новая дискуссия
Дискуссия
48
Аналитическая статья по Украине.
Достаточно сдержанная статья. Но и здесь много нюансов, которые ухудшаются на глазах.
expert.ru/expert/2011/23/nezadachlivaya-nezalezhnost/
За два десятилетия независимости Украина существенно отстала от России и Казахстана по среднему уровню благосостояния. Последний кризис Украина тоже пережила гораздо тяжелее, чем любая другая крупная страна СНГ. Почему Украина стала «хромой уткой» и сможет ли она выжить в одиночку?
Если бы 20 лет назад кто-нибудь сказал украинцам, что их среднедушевой доход будет втрое ниже казахстанского, они бы оскорбились. Тогда они были уверены, что страна с плодороднейшими землями, мощной промышленностью, сильной наукой и богатой культурой через несколько лет займет достойное место среди развитых стран Европы, как минимум будет стоять в одном ряду с Чехией, Польшей и Венгрией. Эти надежды разбились уже к концу 1990-х. Возродиться им пока не суждено.
Список достижений Украины за последние два десятка лет, в том числе в экономике, гораздо короче перечня потерь. Разочарование украинцев вызвано не только низким уровнем жизни, но и вопиющим социальным неравенством, всепроникающей коррупцией, цинизмом и недоверием ко всем общественным и государственным институтам, постоянной политической напряженностью и общей неуверенностью в будущем страны. Согласно опросу Pew Research Center, в 2007 году только 9% украинцев были уверены, что их страна движется в правильном направлении, — и это в самом благополучном для Украины году за последние 20 лет.
Перед кризисом украинская экономика поднималась на двух моторах — росте экспорта, прежде всего металлургического, и накачке внутреннего спроса кредитами украинских банков за счет займов, привлекаемых из-за границы. Теперь второй мотор заглох. За прошлый год прирост объема банковских кредитов негосударственному сектору был близок к нулю. В результате объем инвестиций в 2010 году был почти вдвое ниже, чем в 2008-м, при этом за счет кредита финансировалось лишь 13% инвестиций.
Украинские банки после кризиса обременены массой кредитов сомнительного качества. На конец 2010 года около 15,5% общего кредитного портфеля приходилось на сомнительные и безнадежные ссуды (по классификации Нацбанка Украины). Особенности законодательства таковы, что даже при наличии залога взыскать задолженность кредитным учреждениям чрезвычайно трудно. Крупно обжегшись, банки практически свернули новое кредитование, и занимаются в основном оздоровлением балансов. В 2009–2010 годах банки сократили свою внешнюю задолженность на 9,4 млрд долларов.
У государственных финансов Украины есть две главные беды — национальная нефтегазовая монополия «Нафтогаз Украины» и Пенсионный фонд. Дотации «Нафтогазу» из бюджета в 2010 году превышали расходы на здравоохранение. Трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда были больше, чем расходы всех силовых ведомств Украины плюс расходы на образование, науку и спорт. Всего на эти цели в 2010 году бюджет выделил около 7% ВВП — пятую часть налоговых поступлений. Если учесть, что цены на газ имеют тенденцию к росту, а население Украины сокращается и быстро стареет, становится понятно, что решать эти проблемы надо не откладывая.
Нельзя сказать, что власти Украины не понимают необходимости оздоровления «Нафтогаза» и Пенсионного фонда. Еще в 2009 году правительство Юлии Тимошенко приняло на себя обязательства (это было условием получения кредита МВФ) повысить цены на газ для нужд отопления и для использования в быту (именно с этими секторами связаны основные источники убытков «Нафтогаза»). Однако обещания своего не сдержало. Пришедшие на смену оранжевым бело-голубые тоже подписались под аналогичным обещанием. С апреля 2011 года цены на газ для населения должны были быть подняты на 50%. Однако и правительство Николая Азарова не решилось пойти на непопулярные меры.
Как и реформа газового сектора, пенсионная реформа тоже пала жертвой боязни потерять поддержку электората. На пенсии Украина тратит до 18% ВВП, это один из самых высоких показателей в мире (Россия — 10% ВВП). Что еще хуже, если ничего не менять, то в связи с низкой рождаемостью и старением населения этот показатель через 15–20 лет может дойти до 24–25% ВВП. С необходимостью реформы правительство Тимошенко согласилось еще в 2009 году. Правительство Азарова обещало принять соответствующий закон до конца 2010 года.
Что-то мне подсказывает, что времени у Украины, чтобы попытаться что-то сделать, гораздо меньше. Причем решать эти проблемы придется независимо от того какой курс возьмет Украина. И чем быстрее это будет сделано, тем больше шансов сохранить государство. Хотя это все рассуждения о грезах.
Отредактировано: Влад_10bdb1 - 17 июн 2011 11:36:23