Слухи о симпатиях власти к передачам Савика Шустера и Евгения Киселева, похоже, сильно преувеличены. Ибо 15 мая Верховная Рада сделала шаг к ликвидации этих программ.
эти прогнозы логически вытекают из закона «О национальном культурном продукте», принятого 15 июня Верховной Радой в первом чтении 266 депутатскими карточками при самом активном участии «регионалов». Проект данного акта внесен Вячеславом Кириленко.
Суть документа сводится к установлению критериев, на основании которых культурному продукту придается статус национального, и введению для такого продукта преференций — в виде как налоговых льгот, так и квот эфирного времени. В связи с этим существующие эфирные квоты для передач, произведенных в Украине, заменяются квотами для национального продукта. Определять же, какой продукт относится к данной категории, должен будет специально созданный орган по сертификации, критерии которой детально прописаны в законе. Это прежде всего украинский язык.
Предположим, задумает кто-то сделать цикл передач о мировой рок-музыке. Естественно, такой проект без трансляции соответствующих произведений — нонсенс.
передача о «Битлз» как национальная программа возможна лишь при условии, если в ее музыкальной части будут преобладать песни «Океана Эльзы» (и других украинских групп), в которых, по утверждению автора этой передачи, проявилось влияние ливерпульской четверки.
Создавать же национальные программы о мировой классической музыке будет немного легче. Надо только, чтобы звучала она на 60% в исполнении украинских артистов. А как же быть с Ойстрахом, Рихтером или Гилельсом? Ведь они родились и формировались как музыканты на Украине. Закон частично дает ответ на этот вопрос.
Ст. 1 содержит определение: «Український виконавець — виконавець — громадянин України або діяч української культури (мистецтва), що помер до набуття Україною незалежності». С Рихтером ясно — умер в 1997-м и украинским гражданином не стал. А вот Ойстрах и Гилельс скончались до 1991-го. Но даже причисление их к украинцам не решает проблему. Ибо ст. 18, ч. 1 законопроекта вводит и такую обязательную характеристику национальной фонограммы произведения академической музыки: «Запис здійснено в Україні cаунд-продюсером — громадянином України, або українською студією». А ведь записи советских звезд мирового масштаба делались в основном либо в Москве, либо на Западе.
ПР этот закон поддержала. Более того, только благодаря ей он и был принят за основу. Из 266 карточек «регионалам» принадлежали 159. Правда, Народная партия и «Реформы» проголосовали вообще единогласно, а в ПР поддержали законопроект 83% фракции. Но эта степень поддержки все равно несравненно больше, чем в НУНС и БЮТ (соответственно 36 и 31%), где отказались от голосования чужими карточками. А главное, среди сторонников проекта Кириленко оказались и недавние борцы за повышение статуса русского языка: Александр Ефремов, Юрий Болдырев, Елена Бондаренко, Вадим Колесниченко и др
http://2000.net.ua/2000/forum/puls/74335