Цитата: Yantar от 01.08.2008 10:19:14
На катушке, вот тут -
Индекс БМ42У2 (серийно не производился). Это БПС украинский который от безграмотности шарк спутал с русским :D Вот же умора ;D
Вы предлагаете мне в час ночи мелкие буквы на фотках разглядывать, когда вас любимая женщина за уши и за что-то еще от компа оттаскивает, приговаривая, мол,
"как же ты мне дорог со своим авантюристом впридачу, нам послезавтра ехать, а даже вещи не сложены...."?
Угу, сейчас я вижу те буковки, дальше что?
Только времени на разгребание кучи ваших постов у меня в предотпускной день попросту
нет. Может, позже будет... Но развернуто ответить вряд ли получится...
Вы бы раньше пришли
, либо заморозьте дискуссию до моего возвращения...
И еще раз, где я говорил, что украинское танкостроение - полный отстой? И с чего вы взяли, что отстой - российское?
Чего вы мне любимую харьковскую пургу про высокие эксплуатационные качества 5ТДФ,6ТД,6ТД-2 втираете? Я на Т-64БВ, слава богу, не служил,но наслышан.
А вот Мураховский на них служил....
"Поскольку это был первый опыт столь массированного применения Т—64А, все понадеялись на цифры, записанные в ТОИЭ. Итогом стали десятки угробленных 5ТДФ, шок командования, обвинения во вредительстве, срочная командировка в ГСВГ большой группы специалистов и руководства ХКБТМ, прибытие эшелона с запчастями из Харькова в адрес дивизии.
Ситуация с пылевым износом и перегревом 5ТДФ постепенно улучшалась по мере накопления опыта эксплуатации танка в войсках и внедрения контсруктивных доработок. Тем не менее, пылевой износ и перегрев – два характерных вида эксплуатационных «отказов» Т—64 всех модификаций.
Здесь уже приводились цифры так называемого потока отказов для различных типов танков. Могу утверждать, что практическая значимость этих цифр – нулевая, потому что знаком с тем, как это делается. Методика очень проста. Каждый месяц НБТС подает в вышестоящую инстанцию по табелю срочных донесений некий отчет с указанием пробега, отказов, ремонтов и текущего техсостояния машин.
По каждому отказу в конечном счете принимается решение, чья была вина: завода или эксплуатации. Если вина завода, составляется акт рекламации, который реализуется лишь после того, как его подпишет представитель завода. По таким отказам, как: пылевой износ, износ ТНВД, перегрев, поломка торсиона, преждевременный износ гусеничной ленты, прогиб рычага подачи МЗ, нессиметричность кабины МЗ и многим другим, — ВСЕГДА указывается вина эксплуатации. Это означает, что по каждому отказу командир части обязан провести служебное расследование и наказать виновных.
Как правило, объявляется выговор мехводу—срочнику и (в лучшем случае) – комвзвода с комроты. Но ежели накрылось что—то серьезное, например движок или БКП, то указанных командиров «бьют рублем»: обычно удерживают одну треть оклада. Для «профилактики» старший начальник (комдив или командарм) в отдельных случаях добавляет к числу провинившихся НБТС и ЗКВ полка, также ударяя их рублем.
Ес—но, что в этих условиях отказы в частях тщательно скрывают и нивелируют всеми доступными способами. «Наружу» (и в конечном итоге, в отчет) попадает только то, что: а) явно выглядит заводским браком (то есть 100% пойдет в рекламацию); б) скрыть и ликвидировать своими силами никак не получится (например, раздутие канала ствола пушки).
Бесценным «источником» запасных частей для самостоятельного устранения отказов служат танки УБГ и, частично, ПРМ. Для этого их негласно разделяют на «стрельбовые» и «прочие». «Стрельбовые» танки – фигуры неприкасаемые. Офицеры удавят за любой болтик, снятый с этих танков, ведь на них сдавать проверку.
«Прочие» танки используют при обучении вождению и на ТЗ. Именно с них снимают нужные детали СУО, МЗ и вооружения, и переставляют на танки, реально требующие ремонта. «Прочие» танки быстрее наматывают километраж и обычно каждый год два—три таких танка в полку подходит к рубежу капремонта. И чем меньше остается пробеговых километров, тем уже смыкается вокруг танка кольцо жаждущих поучаствовать в разграблении. Наконец, НБТС дает «зеленый свисток», и на танк набрасываются бригады разных подразделений: кому то нужен подогреватель, кому—то ТНВД, кто—то тащит торсионы и т.д. Обычно уже через пару суток вполне нормальный, «ходячий» танк превращается в жалкую развалину, которую тащат в КР на буксире.
Не подумайте, что описанная картина характерна только для Т—64. Отнюдь. Так происходило во всех частях и на любых танках. Просто на Т—64 эта система достигла своего апофигея. Поэтому не верьте цифрам потока отказов, в реальности все было заметно хуже."
"Пока мехводы бегут к боксам, старший мехвод роты на основе узнанной температуры воздуха и своего опыта определяет, как будет запускаться каждый танк. Здесь и далее речь пойдет о самом сложном варианте – танке Т—64, который «живет» в боксе на чужой германской земле.
Потому что про Т—80 вообще писать нечего: есть заряженные АКБ или внешний источник – будет запуск. Нету тока – нету запуска. На танках Т—72 запуск двигателя зимой прост, как розжиг русской печки: придется подождать, но заработает точно. На танке Т—64 все немножко по—особенному, все немножко наискосок, о чем расскажем чуть позже.
В общих чертах в «германских» танковых частях на Т—64 применяли многоступенчатую систему дублирования средств запуска, чтобы с гарантией обеспечить выход танков на войну. Первая ступень – это штатные средства самого танка (электростартер и воздухопуск). Вторая ступень — средства внешнего запуска в каждом боксе (то есть комплект на батальон): баллоны со сжатым воздухом ВД на тележке; комплект АКБ на тележке. Третьей ступенью считается дежурный тягач (БРЭМ или БТС), который круглосуточно находится в готовности к немедленному старту.
Безуспешные попытки запуска родными средствами и помощь внешних средств, хотя бы и внутри батальонного бокса, считается для танка боевой группы достаточно неприятным фактом («ложечки нашлись, но осадок остался»). Как правило, это свидетельство низкой квалификации мехвода танка или ошибка старшего мехвода роты, выбравшего неверный способ запуска. Последующей разборки внутри роты (с командиром взвода и ЗКВ роты) этим мехводам точно не избежать.
У танкистов есть свои шуточные термины для каждого способа внешнего запуска: воздухом – «пердячим паром»; АКБ – «на соплях»»; с буксира – «на галстуке». Самый постыдный способ – это запуск «на галстуке» дежурным тягачом. Для машины боевой группы это вообще считалось чрезвычайным происшествием, расследовать которое будут, как выражался мой ЗКВ: «До последней шайбы и до последней звезды, которых у меня всего две».
5
Открываем важную главу в эссе о танках и людях – главу о ЗАПУСКЕ двигателя Т—64. Это мероприятие пишу с большой буквы потому, что по сложности оно уступает, конечно, запуску первого спутника, но точно потруднее запуска четырехтактных движков.
Итак, пуск двигателя 5ТДФ, установленного на танке Т—64, осуществляется стартер—генератором (основной способ), воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры (масловпрыск).
Согласно инструкции при температуре воздуха выше +5 – +8 °С с запуском движка не должно быть никаких проблем – заводим стартер—генератором. Если температура ниже, то включаем систему автономного факельного подогрева, если ниже нуля – призываем на помощь масловпрыск. Совместно эти системы, опять же, согласно документам, должны обеспечить холодный пуск при температурах до —20 °С, а с 1984 г. даже до —25 °С.
На практике опытный механик—водитель Т—64 должен обладать способностями метеоролога и гадалки одновременно и потому начинает задумываться о проблемах пуска при температуре воздуха ниже примерно +10 °C. Ежели при этой температуре наблюдается высокая влажность воздуха, движок от «голого» стартера может и не завестись. У танка, который стоит на хранении, а в предыдущие дни температура была заметно ниже – почти точно не заведется. Но если погода сухая, почти точно – заведется.
Высокая влажность, наряду с низкой температурой и нехваткой воздуха – один из главных недругов 5ТДФ и соответственно, механиков—водителей Т—64. Очень не любит двухтактный движок высокой влажности и всячески отказывается заводиться, если на улице сыро и холодно. Подлость жизни состоит в том, что именно такая погода характерна для унылой германской погоды. И тут есть одна закавыка.
Если противная сырость и низкая температура пришлись на официальный зимний период эксплуатации, то особых проблем нет. В этом случае нормативами отводится время на прогрев системы подогревателем. Даже двухтактный движок с горячей ОЖ и прогретым маслом заводится почти бодро.
Беда, если тревога сыграна сырой и холодной ночью в летний период эксплуатации. Заводить движки требуется сразу, без предварительного разогрева встроенным подогревателем, ибо норматив этого не предусматривает. Естественно, что старший механик—водитель в этих условиях всегда дает команду включить электрофакельный подогрев и всегда – использовать масловпрыск, как и написано в ТОИЭ.
Составители ТОИЭ Т—64 видимо думали, что прочитав их труд, мехвод этими рекомендациями и ограничится. Но старший мехвод роты – тертый калач (а других на эту должность и не ставят). Он знает, что если хотя бы один танк не заведется самостоятельно, то ЗКВ роты будет очень долго капать ему на мозги, поминая оплошность к месту и не к месту. Если же этот танк потом не заведут и внешними средствами – тогда у старшего мехвода точно накроется отпуск, а на дембель он отправится последним самолетом.
Из этих рассуждений старший мехвод делает простой и однозначный вывод: лучше ПЕРЕ, чем НЕДО. И показывает всем мехводам три пальца веером. Сие означает: факельный подогрев, двойной масловпрыск, воздухопуск.
Механики—водители недрогнувшой рукой нажимают кнопку стартера, дважды давят на переключатель масловпрыска, и затем – на рычаг воздухопуска. Сжатый воздух под огромным давлением устремляется в цилиндры, где встречается с распыленным маслом. Любой школьник скажет, что такая адская смесь неминуемо дает взрыв. Правильно! Если стоять в этот момент рядом с танком, создается впечатление, что внутри машины взорвался нехилый фугас: раздается гулкий хлопок, корпус содрогается, из эжектора вырывается длинный язык пламени. Если что—то (или кто—то) находится позади эжектора, то этот предмет (или человек) засирается сплошным слоем масла, густо приправленном сажей.
Что и говорить, способ запуска варварский и здоровью двигателя не способствует. Однако задача выполнена, все танки ревут движками, мехводы – на коне. Когда—то это варварство икнется кому—то другому. Но нынешние мехводы уже давно будут на гражданке с улыбкой перелистывать дембельский альбом. К сожалению, ни конструкторы Т—64, ни составители ТОИЭ о подобных реалиях Советской Армии даже не задумались.
Но вот все движки завелись, и бокс сразу наполняется густыми клубами выхлопных газов десятков дизелей. Сквозь открытые настежь ворота они медленно ползут наружу. Внутри бокса ничего не видно, ни хрена не слышно и к тому же дышать нечем: концентрация вредных примесей раз так в тысячу превышает самые либеральные нормы. В такой обстановке изредка случались разные происшествия, в основном случайно давили людей. Поэтому в нашем полку было установлено жесткое правило: после запуска мехвод танка второго ряда помогает мехводу танка первого ряда, когда выходит из бокса танк первого ряда, оба мехвода занимаются танком второго ряда и выводят его из бокса. То есть мехводы двух танков должны непрерывно видеть друг—друга.
Мехводы после запуска рукояткой ручной подачи топлива ставят средние обороты, чтобы движок быстрее прогрелся и случайно не заглох. А выхлоп на холодном движке насыщен частичками несгоревшего топлива, масла и сажей. Первоначально, когда Т—64 только прибыли взамен Т—62, этот давно известный факт никого не волновал. Однако быстро выяснилось, что даже 5—10 минут работы в загазованном боксе приводят к образованию в циклонах ВО 5ТДФ липкой пленки (у нас называли этот эффект «коксованием»), которая замечательно собирала пыль.
В качестве меры противодействия этому эффекту стали изготавливать самодельные газоотводы («дымоходы») — из выхлопной системы танка наружу бокса. Подчеркну два момента. Первый: обусловлено такое решение было отнюдь не заботой о здоровье и безопасности танкистов, а исключительно интересами «здоровья» движка 5ТДФ. Второе: все «дымоходы» были самопальными, ни о каком централизованном выпуске хотя бы на БТРЗ речи не было. О промышленности вообще умолчим…"
Ну и как там работает 6ТД-2? На порядок лучше и надежнее?