— Говоря о прогнозном эффекте от создания ТС, вы упомянули Украину. На какой стадии находятся переговоры с Украиной о ее присоединении к ТС в той или иной форме?
— Расчеты показывают, что максимальный экономический эффект достигается при интеграции территорий с развитой обрабатывающей промышленностью. В этом смысле участие Украины дало бы заметное приращение макроэкономического эффекта от интеграции. Что касается процедуры вступления Украины в ТС, то пока нет формальных оснований для начала этих переговоров. Дело в том, в соответствии с нашими процедурами на участие в Таможенном союзе может претендовать только государство—член ЕврАзЭС. Украина в ЕврАзЭС является лишь наблюдателем.
Вместе с тем на эту тему идут активные обсуждения в экспертном сообществе, которые доказывают, что для Украины участие в Таможенном союзе жизненно необходимо. Вне Таможенного союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном украинская экономика обречена на деградацию, поскольку все три локомотива ее роста критическим образом зависят от нашего рынка.
Агропромышленный комплекс Украины практически не имеет выхода на другие внешние рынки, кроме России. Евросоюз же в рамках переговоров о зоне свободной торговли дает Украине дискриминирующие квоты, которые не решают проблемы сбыта украинского продовольствия, учитывая, что большая часть экспорта мясомолочных и других продуктов из Украины приходится на Россию. Участие Украины в ТС позволило бы поставлять эту продукцию, минуя барьеры санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Химико-металлургический комплекс Украины также критическим образом зависит от поставок из России электроэнергии и сырья. Формула равнодоходных цен на газ, зафиксированная в соглашении по ЕЭП, имеет для украинской промышленности решающее значение.
Наконец, машиностроительный комплекс Украины жестко скооперирован с российскими поставщиками и конечными потребителями и в отрыве от них существовать попросту не может. Экономический эффект от улучшения условий торговли в составе ТС для Украины оценивается в $6–9 млрд в год.
Сегодня платежный баланс Украины сводится с дефицитом в $5 млрд. Вхождение Украины в ТС позволило бы не только компенсировать дефицит, но и добиться профицита торгового баланса, обеспечив стабильность как национальной валюты, так и экономического развития в целом.
Если же Украина войдет в зону свободной торговли с Европой на условиях, которые члены ТС сочтут для себя рискованными с точки зрения перетока европейских товаров через Украину на территорию Таможенного союза, то не исключено ухудшение режима торговли, связанное с наращиванием числа изъятий из имеющихся соглашений о свободной торговле. Ведущиеся в закрытом режиме переговоры между Евросоюзом и Украиной вызывают определенную обеспокоенность, так как могут поставить под угрозу срыва предстоящее подписание многостороннего соглашения о свободной торговле. Прежде чем подписывать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, украинским переговорщикам, исходя из наших взаимных обязательств, следовало бы проконсультироваться с партнерами по СНГ. Кроме того, будучи внутри Таможенного союза, Украина и ее партнеры уже вместе вели бы переговоры с ЕС, выступая с консолидированной и существенно более мощной позиции.
Украинской власти не нравится подход российских властей к двусторонним отношениям, и они намерены сближаться с Европой. Об этом сказал на условиях анонимности высокопоставленный источник в украинском правительстве в разговоре с корреспондентом "Коммерсант-Украина". "У нас была иллюзия, что если в отношениях с РФ снять ключевые раздражители вроде признания голодомора геноцидом, планов вступления в НАТО, нежелания продлевать присутствие Черноморского флота (в Крыму), то все наладится. Но этого не произошло", - заявил собеседник газеты.
"Москва хочет, чтобы мы находились в ее орбите и еще за это ей же и доплачивали. Взять хотя бы Таможенный союз. Нас туда очень странно зовут. Нам не говорят, что мы от этого выиграем, а указывают на то, что потеряем и каким санкциям подвергнемся, если откажемся в него вступать и, не дай Бог, создадим зону свободной торговли с ЕС", - отметил он.
По словам собеседника издания, Киеву такой подход не нравится и, поскольку диалога на равных не выходит, там намерены сближаться с Европой.
"Это не мы отдаляемся от России, а она нас отталкивает", - пояснил чиновник.
А комментируя наращивание совместных мероприятий украинских войск с НАТОвскими, он сказал: "Мы продолжаем реформу нашей армии по лекалам альянса, и это не секрет. План же совместных мероприятий – обычная практика информирования партнеров по вопросам, вызывающим у них интерес".
В свою очередь, первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Гриневецкий подчеркнул, что в законе об основах внутренней и внешней политики Украины говорится "как о соблюдении Украиной политики внеблоковости", так и о "продолжении конструктивного партнерства с НАТО и другими военно-политическими блоками по всем вопросам, представляющим взаимный интерес".
Депутат отметил, что отдельного закона о внеблоковом статусе Украины Верховная Рада не принимала. "Речь шла лишь о "политике внеблоковости", что не означает нашего самоустранения из процесса развития европейской системы безопасности", - сказал Гриневецкий.
Комментируя упреки российских политиков в неискренности Киева он заявил: "Кто бы говорил об этом: Россия, с одной стороны, называет Украину стратегическим партнером, а с другой – оказывает на нее экономическое давление".
Соглашение устанавливает категорию граждан, на которую будет распространяться его действие - граждан одной из стран ТС, законно находящихся и работающих на территории государства другой страны Союза, а также объем предоставляемых им преференций.
Соглашение предусматривает значительное упрощение порядка пребывания и труда на территориях сторон для трудящихся-мигрантов. В частности, работодателю предоставляется право привлекать их к трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения. Трудящиеся-мигранты смогут работать в государствах ТС без учета установленных квот и без получения разрешения на работу.
В то же время, устанавливаются ограничения при приеме на работу для мигрантов в целях обеспечения национальной безопасности. В частности, иностранному работнику запрещено работать в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, в сфере общественного порядка и здравоохранения.
Меры, принимаемые государствами в целях соцзащиты от безработицы, не могут рассматриваться как дискриминация по отношению к иностранным гражданам.
Документ предусматривает освобождение трудящегося-мигранта и членов его семьи от регистрации в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства, где он трудоустраивается. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи в государстве-участнике ТС определяется равным сроку действия трудового договора с работодателем. Предусматривается также предоставление трудящемуся-мигранту права в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства, в котором он трудоустраивается.
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств направлено на создание правовой основы для противодействия этому явлению, а также регулирование взаимоотношений сторон при осуществлении согласованных мер в отношении нелегальных трудящихся-мигрантов, физических и юридических лиц, оказывающих содействие и (или) занимающихся организацией нелегальной трудовой миграции. В соглашении определены основные направления сотрудничества сторон:обмен опытом, обмен статистической, научно-методической и иной информацией, организация и проведение стажировок, семинаров и учебных курсов.