Только-только отгремели громкие фанфары по поводу начала модернизации участка газотранспортной системы «Уренгой-Помары-Ужгород». Но прошло буквально пару дней и стало известно, что и сам «Нафтогаз Украины», и оператор отечественной ГТС «Укртрансгаз» срочно нуждается в «живых» деньгах. При этом «Нафтогаз» клятвенно заверял ЕБРР и Европейский инвестиционный банк, что осилит первую фазу модернизации за счет собственных сил, то есть денег.
«Нафтогаз Украины» уже давно перешел разумные границы привлечения кредитов как у государственных, так и в частных банков. В последнее время основным путем получения средств «Нафтогазом» для оплаты российского газа является «обналичивание» облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) через «Ощадбанк», «Укркэсимбанк» и «Дельта банк».
Вообще стоит заметить, что за последние два года практика «жить в долг» особенно стала популярной среди предприятий «Нафтогаза Украины» . Компании «Укргаздобыча» и «Черноморнафтогаз», также входящие в «Нафтогаз», в 2010-2011 гг. резко увеличили количество получаемых кредитов.
Особенностью «Укртрансгаза» является то, что эта компания получает «живые» деньги от «Газпрома» за транзит природного газа. В 2010 г. «Укртрансгаз» заработал 21 млрд. грн., а по итогам 2011 г. получит 24 млрд. грн. Конечно, существует проблема, что все эти средства забирает материнская компания «Нафтогаз» и рассчитывается с тем таки «Газпромом» за поставленный природный газ. На ремонт ГТС «Нафтогаз» оставляет «Укртрансгазу» жалкие крохи. В среднем на ремонтные работы «Укртрансгаз» тратит 1,5-2 млрд. грн. в год.
Соответственно, проблемы с расчетами за российский газ вынуждают «Нафтогаз» забирать в «Укртрансгаза» все больше денег, которые поступают за транзит российского газа. И тем самым на ремонт и модернизацию ГТС остается все меньше и меньше денег.
В связи с громкими заявлениями «Нафтогаза» о готовности провести хотя бы первый этап реконструкции ГТС за собственные средства возникает резонный вопрос: если на третий день после начала модернизации оказывается, что денег в кармане уже нет, то следует ли ожидать позитивного результата от такой работы? При таких исходных данных понятно, что модернизацией ГТС занимаются компании-банкроты.
http://glavcom.ua/articles/4266.html