Есть ли Бог? Что есть Бог, если он есть?
593,583 4,219
 

  privereda ( Слушатель )
01 авг 2011 14:09:51

Тред №337760

новая дискуссия Дискуссия  144

Ну и? Где принципиальная направленность на покаяние? Где признание грехопадения человека? (Майя и Кали-Юга как бы не равно грехопадению)
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  PublicJoke ( Слушатель )
01 авг 2011 14:27:17


На мой взгляд, с покаянием всё в порядке: выявление на собственном опыте своих недостатков (грехов) и деятельное их устранение (и даже не без помощи Бога). А насчёт грехопадения разговора не было, на иллюстрацию такого Йога-Сутрой я бы, конечно, не подписался -- это чисто авраамическая фича. Речь, напомню, шла о сходстве исихазма и йоги.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  privereda ( Слушатель )
01 авг 2011 22:24:49

Не фича это, а серьёзнейшая техника усмирения гордыни, которой действительно я не вижу аналога.

Что до Йога-Сутр, то её нужно воспринимать как некий конспект успехов, или некую йогическую "шпаргалку". И без комментариев или личного опыта она подобна сухой науке.

Я, кстати, сразу Вам предлагал не ограничиваться Патанджали. Например, на Вашем месте я бы попытался контраргументировать наличием в Аюрведе понятия дош. А доша переводится как "недостаток" -- фактически врождённый недостаток у всех людей, что как-то более менее напоминает христианское несовершенство человека после грехопадения.

Что же до сходства частей _техники_ делания Иисусовой Молитвы и некоторых (только некоторых!) видов медитации (вроде приведённой мной цитаты из Бхагават-Гиты), то на мой взгляд они обусловлены единственным моментом -- самой природой человека, которая что в Индии, что в России не отличается.

Принципиальны же различия, и они действительно различны принципиально, если быть внимательным.Улыбающийся

В начале исихаст практически вслух повторяет "Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!", йогин же на той же стадии занимается как бы подобным, ну, допустим, "Ом, нама Шивайа!" ("Преклоняюсь перед тобой, Господь Шива!") -- но и не подобным (в чём, кстати, ошибка у diakas), ибо признание власти Бога драматически отлично от _просьбы_, фактически мольбы о помощи в Иисусовой Молитве.

Далее, опять же "похожим" образом молитва и мантра истончается, уходит на уровень мысли, и далее на уровень смысла.

Потом, длинный текст вообще исчезает, ибо в том состоянии уже нет места ни словесных последовательностям, ни даже вообще чему-то даже логически протяженному -- у йогина мантра превращается в биджа-мантру (в моём примере это будет "Ом..", но есть и другие), у исихаста в "Господи, помилуй" или даже в "Помилуй мя".

И опять наблюдается принципиальный смысловой разрыв -- йогин так и остался лилипутом перед Богом, но исихаст же ещё на шаг приблизился к главному -- слиянию с Небесным Женихом, с Иисусом.

Да, само слияние происходит непредсказуемым образом и для исихаста и для йогина, но у исихаста, на мой взгляд, приличная фора -- он уже в своей начальной практике, на каждом шаге завоёвывал и призывал дружбу и любовь Иисуса, но йогин же фактически только почистил свою карму.

Кстати, если Вы обратите внимание, то и в вопросе сверхвозможностей, которые могут вступать в силу на этом этапе очень серьёзные отличия. Патанджали подробно и обстоятельно описывает способы достижения этих возможностей (создание нимба, телепатия, знание прошлого и будущего, понимание языка всех существ и т.д., длинный список "вкусностей") и лишь после требует от них отказаться, ибо они лишь "навороченная" форма привязанности, которая мешает пойти дальше. Практически же, увы, это тупик для йогина. Саи-Баба, извлекающий из ниоткуда пепел и привлекающий толпы поглазеть на чудеса -- ярчайший пример подобной проблемы.

В исихазме же изначально долбится и вдалбливается про опасность прелестей. И сами старцы, святые, у которых проявляются что-нибудь из сверхвозможностей вроде левитации -- молят Господа об избавлении от этих чудес, и плачут горькими слезами от такой напасти.

И опять же причина в одном: все эти невероятные вещи, за пределами и понимания и объяснения -- пеленают и отворачивают исихаста от уже не раз пусть фрагментарно, но вспыхивавших моментах таинственного и невыразимого единения с Господом, когда уже нет ни радости, ни блаженства, ни даже Благодати, но есть такая степень близости с Богом, которая уже не имеет и намёка на выражение в человеческих эмоциях и чувствах...

Вот в этом и сила Иисусовой Молитвы, что она уже в самом начале практики имеет корень и плод конечного успеха.
  • +0.00 / 0
  • АУ