Цитата: VoxPopuli от 03.08.2011 15:50:01
Плохо это или нет, Пуруша в санкхье, а "Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, её созреванием и скрытыми "следами" (васанами представляющими из себя врождённые самскары - VP)". Йога-сутры гл 1, карика 24., никакого отношения к Руах, концепция которой претерпела сущностные изменения при догматизации христианством, отношения не имеет. Если Вам что-то лично показалось отождествимым, то сначала дайте ваше определение Пуруши, конкретизируйте что особенного привнесено с обозначением таким образом Ишвары, далее дайте определение Духа Свята хотя бы в православном понимании (у латинян отличается), а затем укажите, где тождество, которые в отдельных аспектах возможно и имеют место быть, только различий может оказаться куда как больше.
И, кстати, подобного рода громкие заявления, особенно в весьма тонких и серьёзных вопросах, принято подкреплять всё же чем-то кроме смайлов и сентенций "ищите да обрящите" и туманными отсылками "к практике" некоего placeholder'а, который впрочем к Пуруше относится не больше чем алаявиджняна.
Пока мы с Вами общаемся текстами в которых присутствуют граничные множества-понятия (вдобавок абстрактные), которые совершенно необязательно являются разными ярлыками-наименованиями "одного и того же", а также "всего во всём" или "ничего ни в чём" придётся давать строгие определения и разграничивать понятия, учитывая при этом, что эта сфера вообще мало поддаётся вербализации и тем более интеллектуальным спекуляциям.
А иначе выйдет всё обо всём и не о чём конкретно.
Что ж Вы нервничаете, я же не этого у Вас просил. Ну не хотите отвечать про Ишвару и Святой Дух -- и не надо. Мне просто хотелось услышать Ваше мнение.
Определение Пуруши общедоступно из санкхьи, но вот определение этого самого "особого Пуруши" Ишвары, мягко скажем, вызывает вопросы. Пуруша же _бездеятелен_, но Ишвара нет. И при этом он Пуруша!
Вообщем, когда потребовалось как-то внести в реальность Пурушу, который находится за пределами реальности, изобрели Ишвару, который как-бы является проявленым действием Пуруши. Всё это звучит нелогично, но что делать -- Бог-Отец и Святой Дух в Православии находятся ровно в таком же положении.
Ишвара у Патанджали выступает неким "каналом" связи с Пурушей для йогина и в тоже время, одновременно, сам является Пурушей; в Православии Святой Дух помогает познать Бога, и сам же является Богом.
И всё же, второй вопрос не снят -- почему в самый кульминационный момент, когда уже остались позади все земные мелочи, когда побеждены искушения сверхвозможностями, когда уже путь к Ишваре расчищен, Патанджали о нём больше ни гу-гу?
P.S.
Кстати, Ваше упоминание о алаявиджняне навело меня на грустную мысль, что мою злобную нападку на буддизм Вы приняли на свой счёт? Нет?