Украина и украинско-российские отношения
206,337,291 348,938
 

  Грамотей ( Слушатель )
10 сен 2011 09:47:48

Тред №345922

новая дискуссия Дискуссия  63

Секретарь ТС Сергей Глазьев

— Украина много выигрывает от ТС. Эффект складывается из двух составляющих. Первое — это снижение цен на энергоресурсы, и второе — увеличение экспорта украинских товаров в страны ТС на сумму $4-9 млрд в год (относительно нынешних показателей). И то и другое возможно только в случае отмены таможенных границ. Ликвидация экспортных пошлин на нефть и снижение цен на газ даст Украине суммарную экономию в $5-6 млрд в год. Есть и другие, более высокие оценки, говорящие о том, что отмена экспортных пошлин на нефть дает экономию примерно в $3-3,5 млрд, а изменения в газовой сфере — от $3 млрд до $4 млрд.

— "Газпром" не может предложить Украине лучшие условия формирования цены газа по сравнению с другими субъектами ТС. Речь идет о поставках газа в соответствии с довольно расплывчатой формулой равнодоходности, то есть к российской цене добавляется транспортная составляющая.

— Я с большим сомнением отношусь к прогнозам о том, что цена газа в России сравняется с мировой. Не забывайте, что у нас есть инструмент экспортных пошлин. Пошлина на газ сегодня на порядок меньше, чем на нефть, если рассматривать топливные эквиваленты, так что у нас еще есть большой резерв ее повышения. В итоге на внутреннем российском рынке стоимость газа будет определяться по формуле "мировая цена минус экспортная пошлина", и это сохранит существенную разницу цен внутри ТС и вне его.

— Таможенный союз — это фундамент, первый этап интеграции. В рамках ТС создается общий рынок товаров, который носит незавершенный характер, поскольку у разных стран отличаются антимонопольное регулирование, налоговые системы. Следующим этапом станет Единое экономическое пространство. Сегодня можно точно говорить о том, что будет представлять собой ЕЭП — уже подписан пакет из 17 договоров, которые вступят в силу с 1 января 2012 года. Общий рынок товаров будет дополнен общим рынком услуг. Очень важны изменения на рынке транспортных услуг — мы переходим к единым тарифам и общим правилам доступа к железнодорожному и трубопроводному транспорту. Помимо этого, предполагается создание единого антимонопольного урегулирования и арбитража, обеспечивается равный доступ стран ТС к госзакупкам друг друга и унификация их правил — в основном госзакупки должны проводиться по принципу электронного аукциона. Два соглашения из пакета определяют свободу движения капитала. И, наконец, трудовые мигранты уравниваются в правах с местным населением.

— Украине не имеет смысла останавливаться на этапе Таможенного союза. Отмена экспортных пошлин у нас достигается именно в рамках ЕЭП. Теоретически для Украины можно сделать исключение и отменить таможенные пошлины уже на этапе ТС, но только ЕЭП решает ключевые для Украины вопросы: снижение транспортных тарифов, доступ к энергоносителям и, что особенно важно для многих украинцев,— решение проблем ваших трудовых мигрантов.

— Главная проблема — контроль за правилами происхождения товаров. Мы должны быть уверены, что европейский товар, который, в случае вхождения Украины в ЗСТ с ЕС,  поступит на территорию Украины без пошлин, не будет реэкспортирован на территорию ТС под видом украинского товара. В особенности это касается турецких товаров, которые приравниваются к европейским. У нас уже есть такая ситуация с Киргизией, которая имеет упрощенный таможенный режим с Китаем. Официально они декларируют товарооборот примерно в $0,5 млрд, но, по оценкам статкомитета ООН, реальный объем китайского экспорта в Киргизию составляет $7 млрд. Это означает, что китайский ширпотреб завозится на территорию ТС под видом киргизских товаров. Мы были вынуждены резко ужесточить таможенный режим на границе Казахстана и Киргизии — все товары проходят строгий контроль правил происхождения. Поэтому киргизское правительство, проанализировав ситуацию, поняло, что сможет сохранить роль логистического центра перевалки китайских товаров только в случае присоединения к ТС, и Бишкек уже заявил, что подает заявку о вступлении. Украину ждут приблизительно те же меры — контроль будет существенно ужесточен. А если мы увидим группы, где украинский товар будет тяжело отличить от турецкого или европейского, то мы будем вынуждены вводить изъятия из ЗСТ с Украиной по этим группам.
Группой риска является продовольствие. Сложно отличить, где произведена свинина или выращены овощи — в Болгарии, Польше или Украине. Проблемы будут по ширпотребу, где фальсификация происходит путем переклейки ярлыков, а это хорошо отработанный бизнес, и я не удивлюсь, если где-то в Одессе появится схема, подобная киргизской.
Как вы помните, несколько лет назад жертвой движения Украины в НАТО стало большое количество совместных украинско-российских проектов в сфере оборонной промышленности. Аналогично, если Украина создаст ЗСТ с Евросоюзом, то со стороны ТС ужесточится режим экспортного контроля, и процедура получения разрешений на вывоз наукоемкой продукции будет очень обременительна. Трубному же бизнесу грозит другая проблема, которая уже существует,— защитные меры, квоты. Они могут быть ужесточены.

— Я не сторонник защитных мер внутри СНГ. Но у нас есть влиятельные лоббисты, которые хотят оградить внутренний рынок из коммерческих соображений. Металлурги — достаточно серьезная лоббистская группа. А вот внутри Таможенного союза защитных мер не будет. Точнее, теоретически пошлины в ТС возможны, но их нельзя администрировать, поскольку нет таможенной границы, поэтому мы исходим из того, что их не будет. Конечно, эти меры негативно повлияют на обе стороны, в том числе на российский бизнес. Для украинского машиностроения, космоса, атомного машиностроения, равно как и для нескольких российских отраслей, наша кооперация критична. Но это произойдет независимо от нашего желания.

— Что касается ВТО. Прежде всего никто не запрещает Украине вступать в таможенный союз с тем, с кем она хочет, это не противоречит правилам ВТО. Проблема в том, что при вступлении в ТС Украина будет вынуждена повысить свои импортные пошлины до уровня единого таможенного тарифа ТС, то есть более чем в 2 раза. В этом случае государства—члены ВТО, которые сочтут свои интересы ущемленными, объявят о претензиях и создадут рабочую группу внутри ВТО, которая будет эти претензии обобщать. После того как Украина станет частью единой таможенной территории, претензии можно будет предъявлять только всему ТС. И не нужно думать, что речь идет о неких денежных выплатах — компенсациями будут торговые уступки, которые производятся за счет снижения таможенного тарифа, но теперь уже не отдельно для Украины, а для всего ТС. Сначала ВТО оценит, сколько придется заплатить дополнительно таможенных пошлин при поставках товаров третьих стран в Украину; мы оцениваем эту сумму в $1,5-2 млрд в год. Второй вопрос — насколько должен быть снижен единый таможенный тариф ТС, чтобы компенсировать такую же сумму. По нашим оценкам, его придется уменьшить приблизительно на 1%. Конечно, не все так просто — разные страны интересуют разные группы товаров, поэтому нас ждет этап тяжелых переговоров. Но я могу сказать, что ЕС после вступления в него Польши, Венгрии и прочих государств Восточной Европы оказался в такой же ситуации, и он до сих пор ведет переговоры с США и другими странами о компенсациях. И никто не делает из этого драмы.

http://kommersant.ua/doc/1623922
Отредактировано: Грамотей - 10 сен 2011 10:02:03
  • +1.54 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!