Макиавеллизм в орвеллианском мире.
190,705 523
 

  il Machia ( Слушатель )
17 окт 2011 18:25:52

Тред №354563

новая дискуссия Дискуссия  218

Хочу обратиться с вопросом, может, кто знает и подскажет.

     Предистория вопроса такая.
     Занимаюсь сейчас биографией Яна Флеминга, или точнее — его «университетами». В середине 1930-х, когда Флемингу было под 30, его уже начали активно привлекать к работе на вторых ролях в неформальных, иногда полусекретных политических группировках британского истэблишмента.
     Сегодня одной из самых спорных среди историков тогдашних группировок, в работе которых эпизодически участвовал и Флеминг, остаётся т.н. «Фокус» (сокращённо The Focus, или полностью Focus for Defence of Freedom and Peace). Эту группировку создала группа политических и финансовых тяжеловесов в 1936 году в основном для поддержки и раскрутки Черчилля и его анти-гитлеровской политической линии. Эта линия тогда ещё  выстраивалась в первую очередь как борьба против начавшегося угнетения евреев в Германии (большинство нацистских преступлений случились позже и к зиме 1935-36 ещё просто не были совершены).
     Просуществовал «Фокус», соответственно, до возвращения Черчилля в политику и во власть, то есть до начала войны на рубеже 1940 года. Все пропагандистские кампании и акции «Фокуса», действительно, никогда не проводились от его собственного имени, и само название «Фокус» стало известно общественности  только через какое-то время после окончания войны; а в 1930-х сами его участники и спонсоры предпочитали «Фокус» гласности не предавать. (К тому же и в английской прессе в 1930-х строго соблюдался фактически полный запрет на освещение событий и выступлений, спонсируемых «Фокусом»).
     Вот пример того, как о «Фокусе» уже в наши дни пишет нейтральный в данном вопросе британский историк:
     «Летом 1936 года он (Черчилль) оказал поддержку Всемирному антинацистскому несектантскому совету, изменившему по его рекомендации название на менее политическое "Фокус". Совет был организован евреями совместно с профсоюзами для борьбы против нацизма. Основную финансовую поддержку оказывали британские евреи, главными источниками разведывательных данных служили еврейские банковские связи и немецкие евреи, эмигранты, бежавшие от Гитлера. Бивербрук, вероятно, не ошибся, когда в 1938 году писал, что в Британии против сближения с Германией работали, по меньше мере, 20000 немецких евреев. В том же году Бивербрук аннулировал контракт Черчилля с "Ивнинг Стандарт"... » (П.Пэдфилд- "Секретная миссия Рудольфа Гесса". Глава 12. "Черчилль"
     Лидерами «Фокуса» сегодня чаще всего называют самого Уинстона Черчилля и его давнишнюю полититческую союзницу Вайолет Бонэм Картер (леди Асквит; удивительный в английской предвоенной истории персонаж — член парламента, дочка премьер-министра, внучка одного из самых богатых людей Англии; Анна Чартерис, многолетняя любовница и затем в конце концов жена Яна Флеминга доводилась ей внучатой племянницей).
     Но единственный существующий сегодня полномасштабный очерк-отчёт о «Фокусе» написали не Черчилль и не Бонэм Картер (хотя о своих других делах оба вспоминали и писали много и с охотой), а третий, в отличие от них редко упоминаемый лидер группировки — Юджин Шпиер (Eugen Spier. Focus. A Footnote to the History of the Thirties. By Eugen Spier. Oswald Wolff (Publishers) Limited. London. 1963. )
     Шпиер, «богатый немецкий финансист», вскоре после Первой мировой войны эмигрировал и поселился навсегда в Лондоне (после ВМВ, во время второго премьерства Черчилля, получил британское подданство). Хотя он нигде в своей книге прямо об этом не пишет, но, судя по тексту, он был человек очень верующий и, возможно, даже принадлежал к какой-то из ветвей ортодоксальных иудеев. О том, что его банковская контора принимала участие в финансировании «Фокуса», он как минимум два раза в тексте написал вполне предметно и бесспорно. Сам он принимал непосредственное участие в организации всех крупных мероприятий «Фокуса», в разработке его политической линии и тезисов для публичных выступлений и лекций, и, если верить его заявлениям, он же руководил тайным сбором информации в Германии.
     Политическая направленность книги Шпиера не вызывает сомнений. Уже в качестве эпиграфа ко всей книге он взял цитату из какого-то обращения Черчилля к членам «Фокуса». Цитата совсем короткая, но по смыслу крайне насыщенная. Так что читать её надо очень внимательно, отмечая  выбор чуть не каждого слова:
     «...выдающиеся теории государственного управления, созданные и развитые британской расой и воплощённые в жизнь англоговорящими людьми (народами), тесно переплетены с религиозной этической системой; они составляют фундамент, на котором зиждется цивилизация и без которого цивилизация падёт.»

     «...the great theories of government which the British race devised and which the English-speaking people have adopted are closely associated with the system of religious ethics, and are the foundation upon which civilisation stands, and without which it will fall.”
     From an address by Sir Winston Churchill to the ”Focus for the Defence of Freedom and Peace”.


     Потому и вызывает полное недоумение то, что написал автор исторического очерка, посвящённого отнюдь не Шпиеру:
     (Шпиер) «покинул Германию в 1921 году, испытав глубокое разочарование из-за того, что Германская революция 1918 года не сумела покончить с прусским милитаризмом, и будучи уверенным, что Веймарская республика построена на песке.»

     ”...an observant Jew who had left Germany in 1921, disgusted that the German revolution of 1918 had not crushed Prussian militarism, and convinced that the Weimar Republic was built on sand.” (Deemed Suspect: A Wartime Blunder. By Erich Koch.  Page 55 )

     «Германская революция 1918 года» - это ведь была попытка продолжить только что начатую в России мировую революцию. И не должен был — не мог — автор, выбравший себе процитированный чуть выше черчиллиев эпиграф, сожалеть о её неудаче. А он, получается, вполне сожалел. Или во всяком случае мог сожалеть, поскольку сам же оставил как бы  косвенное тому подтверждение.
     Вот что Шпиер написал уже в своей книге.
     «С официальной позицией (британских) властей мне тогда (в 1938 году. - А.Б.) довелось столкнуться лично в процессе моей деловой активности. Мне дали просмотреть сделанный в России фильм и предложили организовать его прокат в Англии с субтитрами. Фильм назывался The War of Tomorrow. В нём была детально показана подготовка Гитлером нападения на Россию. Ранним утром, без предупреждения, по условленному сигналу немцы перешли в наступление и продвинулись далеко вглубь российской территории, грабя и сжигая на своём пути деревни, уничтожая мирных жителей... После нескольких побед на земле, на море и в небе немцы начали ослабевать. Русские собрали мощный кулак и нанесли контр-удар.  По ходу есть несколько восхитительных эпизодов, показывающих воздушные бои. В конце немцев отбрасывают обратно за их границу, и в Германию устремляется нескончаемый поток русских войск. Русские военные корабли высаживают десант в Кенигсберге, и их встречают толпы восторженных немцев; следует целая оргия всеобщего братания. Мне всё это показалось впечатляющим, и я дал знать, что профинансирую прокат фильма в Британии. При этом я оговорил, что должен иметь право вырезать из фильма всю коммунистическую пропаганду, и русские не стали против этого возражать. Мои коллеги в Фокусе согласились, что это мероприятие будет только полезным, поскольку народ и правительство Британии смогут увидеть, каким образом умы в России настроены в пользу мира. Однако, когда фильм показали компетентным британским властям, они решили, что его прокат в стране нецелессобразен, поскольку он может осложнить отношения между Рейхом и (британским) правительством. Эта реакция властей стала очередной неприятной неожиданностью для Фокуса; она же открыла русским глаза на реальное положение вещей.» (Focus.  Стр. 141)

     Ну и вот теперь мой вопрос ко всем, кто может чем-нибудь помочь. Я не нашёл ни одного упоминания о каком-либо советском пропагандистском фильме 1938 года со схожим английскому названием — кроме очевидного «Если завтра война» Ефима Дзигана (он и снят-то именно в 1938 ) Но с ним заковыка в том, что я его внимательно просмотрел, и не увидел вообще никакого десанта, ни в Кенигсберге, ни где ещё, и русских в нём во время агрессии на экране убивают по-моему только одного пограничника (за которого тут же мстит совсем чуть-чуть опоздавший высланный на подмогу отряд). Русских деревень агрессор в фильме не жгёт. Сцен братания с немцами тоже нет. Да и немцев в «Если завтра война» тоже нет. Есть три неназванные имперские державы, развязавшие агрессию в каком-то неопределённом будущем; военная форма у армии агрессора — смесь французского с английским. Говорят они на немецком. (А что совсем забавно, поскольку очень в лоб и показательно — накануне агрессии в ПКиО, где пока ещё беспечно гуляет воскресная толпа счастливых советских граждан, звучит объявление из репродукторов: «Билеты на очередной авиарейс Москва — Америка через Северный полюс продаются во всех отделениях...» (тут как раз звук плавно исчезает, заглушённый музыкой, так что в отделениях чего — Почты? Телеграфа? - продавали те билеты «Москва-Америка» остаётся неясным; Аэрофлота же ещё не было  8)). Корроче говоря, подробному и детальному описанию в книге Шпиера фильм «Если завтра война» явно не соответствует.
     Хотя в нём, действительно, есть вкрапления очень впечатляющих и вроде бы документальных кадров воздушных боёв (можно только догадываться, где их могли снять. В Испании? Михаил Светлов — один из главных авторов фильма.) Есть сцена, где мимо пограничных столбов "в Германию устремляется нескончаемый поток русских войск".
     Короче говоря, у меня в голове сложилась догадка, что фильм, о котором написал Шпиер — это «вариант на экспорт» того фильма, который мы в нашем советском прокате знали, как «Если завтра война». (По правилам предвоенной пропаганды на внутренний рынок нельзя показывать свои страдания и жертвы, а на внешний рынок — именно они и нужны. Опять же братание с народом потенциального противника на врутренний рынок не нужно рекламировать, а на внешний рынок - надо.  :))
     Не спрашиваю, с кем и почему руководитель засекреченного «Фокуса» в самом сердце британского истэблишмента тесно сотрудничал внутри пропагандистского аппарата СССР. Спрашиваю: знает ли кто-нибудь что-нибудь об этом таинственном советском фильме, который на английском языке назывался The War of Tomorrow?
     Заранее благодарю за любую помощь и участие!

Посмотреть фильм «Если завтра война» можно здесь: http://video.google.…6817249204
Отредактировано: il Machia - 17 окт 2011 18:36:19
  • +0.14 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  бульдозер ( Практикант )
18 окт 2011 20:13:37


Здравствуйте, il Machia! С возвращением Вас! И- литературных успехов!
 Ну с кем сотрудничал и поддерживал связь -тут ясно без вариантов. А вот если такой фильм был- то и искать создателя возможно среди режиссеров круга Яна Петерса. Вообще очень любопытный вопрос...)))))
С уважением...
  • +0.08 / 3
  • АУ