"Новгородское дело" - прецедентное дело, заведенное в Великом Новгороде против молодой матери, Антонины Мартыновой, более года назад. У матери - со всей очевидностью в результате несчастного случая - упала с третьего этажа лестничного пролета трехлетняя дочь. Мать не успела или не сумела ее подхватить. Дочь отделалась легко, через три дня они уже ыли выписаны из больницы, однако после этого к Антонине пришли правоохранительные органы и объявили, что завели против нее дело по статье "покушение на убийство", потому что несовершеннолетний свидетель происходившего заявил, что Антонина сама и сознательно сбросила ребенка. Никакие объяснения не помогли: очевидно, у прокуратуры г. Новгорода имелся конкретный интерес в том, чтобы "раскрыть" такое дело. С тех пор Антонина Мартынова отсидела в СИЗО, обследовалась в психиатрическом стационаре, а сейчас дело передано в суд.
Я завожу эту тему здесь по ряду причин.
Во-первых, все следствие сопровождалось многочисленными случаями нарушения буквы и духа закона со стороны правоохранительных органов. При этом ни одна жалоба защиты не была удовлетворена по разным поводам. Противопоставить этому оказалось возможно только публичную огласку; осознав это, правоохранительные органы взяли подписки о неразглашении со всех непосредственных участников дела. Последний пример такой политики - объявление судебного процесса закрытым по ходатайству обвинителя, несмотря на отсутствие к тому оснований. Таким образом, в этом деле мы имеем ситуацию, когда обвиняемая мать и ее семья практически в одиночку защищается от системы правоохранительных органов. Эта ситуация ненормальна, и мне хотелось бы обсудить и получить серьезные комментарии насчет того, что в этом случае делать.
Во-вторых, "новгородское дело" отнюдь не является единственным примером такого рода отношения правоохранительных органов к гражданам. Все могут вспомнить дело Иванниковой. В Волгограде уже пять лет идет дело человека, клеветнически обвиненного в попытке изнасилования. В Москве несколько месяцев назад посадили как соучастника человека, который по случайности прикоснулся к некоей афере, не ведая о ней ничего; при этом человек, который, видимо, был истинным организатором, был отпущен. То есть ситуация, при которой правоохранительные органы ведут дела по внутреннему разумению и внутренним причинам, с нарушением закона, сажают по первому подозрению, оказывают давление на суды, в результате чего суды выносят обвинительные приговоры, и главное, обжалование всех этих действий имеет нулевой КПД - обыденна и повсеместна.
Наиболее неприятно именно последнее: оказывается практически невозможно повлиять на действия правоохранительных органов предусмотренными законом методами, потому что непосредственное начальство, как правило, "покрывает" провинившегося сотрудника, прибегая в том числе к прямой лжи (как наглядно показала недавняя история с задержанием и избиением неформалов в Сокольниках); потому что вышестоящая инстанция практикует отказы по любому поводу и передачу жалоб и писем в инстанцию, на которую написана жалоба, без проведения проверки; и потому что в судебной практике в абсолютном большинстве случаев судьи принимают сторону обвинения, а не жалующейся стороны.
Я считаю эту вот безнаказанность органов системным пороком страны. Авантюрист тут выше говорил про вероятность "чисток" верхов; однако то, что происходит на низовом уровне, заставляет думать, что простые граждане не окажутся в стороне, и что есть риск повторения 37-го по полной программе, от верха до низа.
Максимально полная и подробная информация обо всем приведена
в Википедии и сообщество общественонй защиты Антонины
http://community.liv…gorod_deloСчитаю, что имеет смысл обсудить как ситуацию вокруг этого дела, так и вообще вопрос о том, как защитить граждан от такого вот произвола, и можно ли что-то вообще сделать с этим системным пороком России.