Современные российские ВС
38,152,581 99,001
 

  КиевлянинЪ ( Практикант )
24 ноя 2011 04:24:44

Тред №364102

новая дискуссия Дискуссия  73

Цитата: Shalalak от 24.11.2011 03:25:25
Я всеж-таки прокомментирую.
В части сравнения нашего и амерского военпрома в годы войны товарищ мягко говоря передергивает, а говоря по-простому несет ахинею!

"На Западе (и это - нормально) ВПК создается в ходе войны на базе гражданской экономики. В США в 1940 г. не было ВПК (и в армии было всего 200 легких пулеметных танков), а к 1942 г. они его создали, потому что у них экономика здоровая. Они кончили войну с принципиально новыми видами оружия (РЛС, атомная бомба, стратегические бомбардировщики - носители ядерного оружия) А мы развертывали “военный” ВПК на базе уже существующего, и кончили войну с теми же Т-34, с которыми и начали."

А это ниче, что у нас была произведена массовая эвакуация военных заводов в прямом смысле слова в чистое поле, да еще осенью и зимой в климатические зоны, которые в США считаются экстремальными? Что огромная часть "уже существующего" ВПК вместе с персоналом погибла под бомбами. Что на территорию США не упало ни одной бомбы и практически до 1942 года ни один американец из мобилизационно-пригодного контингента не покидал территорию США?
Кто спорит - США в совершенно тепличных условиях, да еще когда к ним съехалась львиная доля научного персонала из Европы за 2 года создали ВПК. На базе имеющейся развитой тяжелой промышленности и наличия высоковалифицированной рабочей силы, без отвлечения населения на непосредственное ведение боевых действий без потери половины промышленного и сельскохозяйственного потенциала, и без вынужденного перемещения исполинских масс людей и оборудования.

Вот только мы за почти те же 2 года - с 1941 по 1943 полностью восстановили и нарастили свой наполовину уничтоженный ВПК. Создали новый квалифицированный персонал. Создали новые, непревзойденные виды вооружений - те же Т-44 и Ис-3, которым просто не довелось уже поучаствовать в войне. И в сравнимые с США сроки создали вооружение, способное адекватно противостоять тому, что в тепличных условиях сделали американцы. Столь же принципиально новое и высокотехнологичное. Атомные бомбы, баллистические ракеты.


Ну, что бы они делали без войны? А так все вовремя на них упало! Кому -- война, а кому -- бизнес!

Задание на создание ВПК США к 1 января 1942 года было дано в... 1940 году. Был такой Стеттиниус Эдвард/Stettinius Edward Reilly Jr.
Она написал книгу "Ленд-лиз — оружие победы", текст есть на сайте «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание в РФ: Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы. — Мск.: Вече, 2000.
Оригинал: Stettinius E.R. Jr. Lend-Lease: Weapon For Victory. — New York: Macmillan Co.; 1944.
Книга на сайте: http://militera.lib.…index.html

Более полувека прошло после окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали странам антигитлеровской коалиции. В предлагаемой вниманию читателя книге впервые на русском языке публикуется труд Эдварда Стеттиниуса, отвечавшего за организацию ленд-лиза, а также мнения современных историков по вопросу о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне.

Часть 2.Жизненно важно для нашей обороны
Глава 2. За наличный расчет, без доставки


Ссылка: http://militera.lib.…us/02.html

28 мая 1940 года в моем рабочем кабинете в Нью-Йорке зазвонил телефон и мне сообщили деловым тоном:

— Мистер Стеттиниус, вам звонят из Белого дома. С вами хочет поговорить президент.

Мистер Рузвельт был краток. Он сообщил, что перед Конгрессом поставлен вопрос об удвоении ассигнований на армию и флот. Предстоит огромная работа по реорганизации американской промышленности в соответствии с новой оборонной программой, и президенту нужны люди для работы в Консультативной комиссии при Совете национальной обороны.

— Эд, — сказал президент, — я хотел бы видеть вас в числе советников по вопросам промышленных материалов.

В тот же день я подал в отставку с поста председателя совета Американской стальной корпорации и поспешил закончить все дела, связанные с бизнесом.

Когда я шел с работы, все газеты на уличных стендах сообщали о капитуляции бельгийской армии. Большая часть британского экспедиционного корпуса, как и французских войск, сражавшихся вместе с англичанами, попала в ловушку во Фландрии, и только через Дюнкерк они еще могли спастись.

Следующим вечером я прибыл в Вашингтон, а 30 мая, в День поминовения, я прибыл в Белый дом вместе с шестью вновь назначенными членами Консультативной комиссии при Совете национальной обороны. У. С. Кнадсен был ответственным по делам промышленности, С. Хилмэн — по вопросам труда и занятости, Ч. Дэвис — по вопросам сельскохозяйственного производства, Р. Бапд — по делам транспорта, Л. Хендерсон — по вопросам цен, а мисс Харриетт Эллиот представляла интересы потребителей. Мы застали там также большую часть членов кабинета министров, а также генерала Джорджа Маршалла — начальника Генерального штаба и адмирала Харольда Старка — командующего флотом.

Президент был очень серьезен, но спокоен. Он говорил о насущной необходимости ускорить выполнение программы вооружений. Необходимо было мобилизовать национальные материальные ресурсы как для обеспечения наших собственных оборонных нужд, так и для поставок оружия, в котором отчаянно нуждались страны, стоявшие сейчас между нашим государством и нацистскими агрессорами. Более часа продолжалась дискуссия по этим проблемам.

После этого заседания в Белом доме генерал Маршалл пригласил мистера Кнадсена и меня к себе домой, в Форт-Майер. За обедом он, как военный специалист, во многом дополнил мрачную картину, нарисованную ранее президентом. В дальнейшем, за последующие три года нашего сотрудничества нам с генералом не раз приходилось обсуждать деловые вопросы. Его участие и дружеские советы были для меня постоянным источником поддержки во время моей службы в Вашингтоне.

Как сказал генерал Маршалл год спустя в своем докладе военному министру, для нашей страны чрезвычайная программа обороны "явилась великим испытанием демократии, проверкой того, как государство, подобное нашему, может в мирное время подготовиться к защите от жестоких и безрассудных действий других государств, руководители которых делают все, что считают нужным, и наносят удары где и когда им вздумается, подчас внезапно, действуя с беспощадной жестокостью".

Оборонная программа была принята 16 мая, когда нацисты начали сокрушительное наступление во Франции и Нидерландах. Тогда-то президент обратился со специальным посланием к Конгрессу.

Его первыми словами были: "Наступают тяжелые времена". Президент обращался к Конгрессу с просьбой о двух особых ассигнованиях на нужды расширения армии и флота, всего на сумму около 2,5 миллиарда долларов. Судьба линии Мажино, как и пяти наций, которые за последние пять недель на собственном опыте узнали, что нейтралитет и добрые намерения не спасают от агрессии, заставила президента заявить: "Нет старых способов обороны, которые были бы сегодня достаточными и не нуждались в улучшении. Никто и ни в какое время сегодня не может игнорировать угрозу нападения". Затем он назвал цифру, вызвавшую возбуждение в Конгрессе и во всей стране: "Я хотел бы, чтобы наша страна была в состоянии производить по крайней мере, 50 000 самолетов в год".

За предшествующий 1939 год мы произвели 2100 военных самолетов, преимущественно учебно-тренировочных, и 50 000 в год — это тогда казалось просто фантастическим числом. Но эта цифра захватила американцев, которые всегда верили, что они способны на невозможное. Однако оставался вопрос: сколько лет для этого понадобится? Сможем ли мы выполнить эту задачу достаточно быстро?

... В марте 1938 года грохот нацистских сапог на улицах Вены, когда Гитлер захватил Австрию, тревожным эхом отозвался в столицах западных демократий. В Лондоне английское правительство сразу же приняло программу значительного расширения производства самолетов в своей стране. Тогда же британская военно-воздушная миссия была отправлена в Америку. В составе этой миссии были никому еще в то время не известный коммодор авиации А. Т. Харрис, в настоящее время командующий английской бомбардировочной авиацией, и сэр Генри Селф, который был у нас также главой Британской военно-воздушной комиссии.

Эта миссия весной 38-го застала американское самолетостроение лишь в стадии становления. Многие компании едва справлялись с небольшим количеством заказов той поры. Армия имела лишь 2300 самолетов, а на флоте их было всего около тысячи. На 30 июня того же года армия и флот имели средства для приобретения только 900 самолетов.

После посещения большинства крупных компаний британская миссия разместила у нас всего два заказа, но это имело далеко идущие последствия. Первым был заказ на 400 новых учебно-тренировочных самолетов, которые разработала для ВВС США Североамериканская авиационная корпорация. С этого началась целая серия английских заказов на многие тысячи этих учебных самолетов, которые использовались при подготовке десятков тысяч британских летчиков во всем мире, согласно программам Британского Содружества.

Второй заказ касался легких бомбардировщиков дальнего действия. Посетив завод компании "Локхид" в Бербанке, представители британской миссии не нашли там ничего, что соответствовало бы их требованиям. Но "Локхид", как и большинство американских компаний, очень нуждался в заказах. Президент компании Р. Гросс попросил 48 часов, чтобы его инженеры смогли адаптировать одну из их коммерческих моделей для военных целей. Англичане отнеслись к этому скептически, но возражать не стали.

Через 48 часов им была представлена модель бомбардировщика дальнего действия в натуральную величину. Инженеры и конструкторы работали не зная отдыха. Обычно на такую работу уходят многие недели. Представители миссии, проинспектировав модель, нашли, что у нее большие возможности, и сделали заказ на 200 таких самолетов.


Так родился знаменитый бомбардировщик "Локхид-Гудзон", сослуживший англичанам хорошую службу в первые годы войны. Прежде чем его сменил "Локхид-Вентура", британцы купили более 1300 таких самолетов. Недавно Селф говорил мне, что теперь, когда "Локхид" производит огромное количество самолетов для Объединенных Наций, он, "видя любой из них, всегда вспоминает тех молодых инженеров и конструкторов, которые так превосходно сумели использовать предоставленную им возможность".

... Эмиссар Чан Кайши прибыл к министру финансов Моргентау для переговоров о возможности предоставления правительством США кредита Китаю, для того чтобы сделать у нас необходимые покупки. Хотя Закон о нейтралитете не запрещал подобных сделок, у нас было немало людей, противившихся такого рода государственной помощи Китаю. Однако стараниями президента и министра финансов 15 декабря 1938 года Китаю Экспортно-импортным банком был предоставлен кредит в 25 миллионов долларов. Кредит этот, по существовавшим правилам, не мог быть использован для приобретения оружия, но на эти деньги можно было купить другие товары, необходимые сражающемуся Китаю. Выплаты должны были производиться в течение пяти лет поставками тунгового масла — важного промышленного сырья.

Кредит был невелик, но существенный шаг в организации помощи Китаю был сделан. В последние месяцы 1938 года СССР и Англия также оказали Китаю материальную помощь. В октябре Советское правительство заключило с Китаем бартерную сделку о поставках в Китай на 50 миллионов долларов русских самолетов, танков, винтовок и грузовиков. Через два дня после предоставления нашего кредита и английское правительство выделило небольшой кредит в 2 миллиона долларов китайскому правительству на строительство Бирманского шоссе.

После решения вопроса о кредите Всеобщая торговая корпорация как агент, представляющий у нас китайские интересы, заказала 500 грузовиков в "Дженерал моторс" и еще столько же — в компании "Крайслер". Одной из самых серьезных проблем для Китая оставалась проблема транспорта, и более половины кредита китайцы использовали на приобретение грузовиков и горючего. Остальное было потрачено на металлы, технику для строительства дорог, электрооборудование, станки для военного производства. Когда большая часть первого кредита была истрачена, Экспортно-импортный банк 7 марта 1940 года предоставил новый кредит, на этот раз на 20 миллионов долларов.

Подобное сотрудничество Министерства финансов с китайцами было на пользу не только Китаю. Надвигалась угроза всеобщей войны, и мы понимали, что координация зарубежных закупок нашим правительством важна для интересов нашей собственной обороны. В начале прошедшей{1-й Мировой} войны мы были не готовы к решению этой проблемы и, естественно, столкнулись с большими трудностями, прежде чем сумели организовать нормальную координацию этой работы. Министр финансов Моргентау и генеральный советник по финансам X. Олифант первыми в нашем правительстве извлекли уроки из этого прошлого опыта и смогли продумать систему организации работы на случай новой большой войны. Они же в числе первых поняли, насколько важно для нашей безопасности обеспечить Англии, Франции и Китаю возможность сопротивляться агрессии тоталитарных государств. Кроме того, Моргентау, являвшийся высшим фискальным чиновником федерального правительства, обязан был знать финансовое состояние зарубежных правительств, делающих у нас закупки: иметь представление, есть ли у них деньги, чтобы заплатить за заказы.
Отредактировано: BlackShark - 24 ноя 2011 12:11:31
  • +1.18 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!