"Все устали, но кое-кто ещё боится". Как западные СМИ освещают кампании "против Чавеса" и "против Путина"
http://www.odnako.org/blogs/show_15813/В Венесуэле в воскресенье прошли предварительные выборы единого кандидата от оппозиции, который бросит вызов президенту Уго Чавесу. Им, судя по всему, стал губернатор провинции Миранда Энрике Каприлес.
Энрике молод, ему 39 лет. Он окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке и обещает, что при нём будет "куда меньше болтовни и куда больше дел". Кроме того, он покончит с дружбой с антиамериканскими режимами, такими как Куба, Иран и Белоруссия. Он бросит "составит конкуренцию Чавесу, уже 13 лет продолжающему в стране социалистическую "революцию"" и т.д.
Что для нас во всём этом интересно, уважаемые читатели. Взглянем на то, как освещает событие в подходящем репортаже корреспондент агентства Reuters:
"По всему Каракасу про-оппозиционные предместья заклеены плакатами. Молодые волонтёры раздают буклеты. Однако чавесовские твердыни не поддаются пропаганде.
Читая газету в солнечном сквере глубоко в проправительственном районе, 66-летний отставной аптекаль Рамон Перейра говорит, что будет голосовать за президента: "Чавес помогает людям. Он с народом, не с буржуазией. А Каприлес за богатых людей", говорит он, сидя рядом с галереей революционных героев, включая Че Гевару".
Мы как бы уже видим этого никчёмного старикана-анчоуса, оставшегося где-то глубоко в двадцатом столетии и явно противостоящего молодым и успешным волонтёрам с их молодым и успешным доном Энрике.
Это, отметим - классический вариант освещения предвыборной кампании "прогрессивный проамериканец против враждебного узурпатора". Он повторяется раз за разом вне зависимости от реального возрастного расклада в рядах сторонников кандидатов. Достаточно вспомнить хотя бы Репортаж Times из Белоруссии от 2006 года:
"Кирилл, 23-летний работник таможни, сказал: "Двенадцати лет достаточно для этого человека. Он должен уйти со своего поста" (... )Людмила Кузнецова, 62-летняя пенсионерка, голосовала за Лукашенко: 'Жить здесь хорошо, - говорила она. - Нам всегда платят пенсии. И нам не нужно, чтобы Запад учил нас жизни'.
Мы уже как бы видим эту пожилую тётку с промытыми мозгами, которая застряла где-то далеко в двадцатом столетии и мешает молодым и успешным.
Примеров тут можно приводить много. Но вот что интересно.
В своё время - например, в 2004-м - про выборы в России писали то же самое. Пенсионерка Иванова говорит, что Путин вернул стабильность. С ней не согласен молодой юрист Илья, который признаётся, что ему не хватает ощущения свободы. И проч.
Однако нынешний способ освещения иностранцами российских выборов - принципиально другой. Поскольку действующему премьер-министру на выборах толком не противостоит никто, а крайне слабо - руководитель традиционно "пенсионерской" КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов, - изображать сторонников последнего сплошь молодыми и успешными было бы как-то странно.
Поэтому в нынешних западных репортажах классическая пара "Тупые пенсионеры против юных студентов" несколько модифицирована. А именно: на нынешних выборах главным противостоянием назначено "те, кто уныло понимает, что перспектив нет, но считает, что Путину нет альтернативы - против тех, кого злит безысходность и требование начальства изображать любовь к Путину". Первые по-прежнему ощутимо старше, но и вторые не сказать чтоб богаты и юны.
Типичный пример - репортаж New York Times из Нижнего Тагила, где "66-летняя пенсионерка Уткина" вздыхает, что Путин в любом случае вернётся в президентское кресло, но не видит лучших вариантов. Хотя и понимает, что нет никакого будущего". А "35-летний рабочий-сталелитейщик Шарафеев зол на то, что начальство заставило его быть частью предвыборной кампании Путина: он уже 17 лет никуда не выезжал".
Аналогично построен и репортаж Reuters с московских митингов 4 февраля: "Мы уже достигли точки невозврата. Люди перестали бояться и видят, как сильны они вместе", - говорит один из протестующих, 49-летний Иван Косицкий (...) Мы не можем жить на грани бунта", - говорит 66-летняя Лариса Орехова" на "пропутинском митинге".
Таким образом, изображаемая в западных СМИ Россия-2012 не выглядит ареной столкновения "нового свободного поколения" и "косных немолодых бюджетников". Это Россия, уставшая от стабильности тотально - просто самые слабые русские бессильно боятся бунтовать, а сильные злятся и понимают, что хуже быть уже не может.
Всё это наталкивает на два очевидных вывода. Во-первых, западные СМИ, бьющие по слабой, а не по сильной стороне путинской стабильности - гораздо грамотнее отечественных оппозиционеров, позволивших себе (в силу весьма определённой социальной принадлежности) с перепугу обругать "пропутинцев" быдлом, анчоусами и рабами.
А во-вторых - видимо, уже этой весной следует ожидать масштабного вливания внезапных неправительственных денег от международных гуманитарных организаций в развитие какого-нибудь "независимого профсоюзного движения" в России.
Своеобразная репетиция - она же демонстрация возможностей - "рабочего протеста" недавно, как мы помним, уже была произведена в казахском Жанаозене.