Ну, собственно Вы и сами подтвердили, что таинственный "латышский бог Велс"- как я и предположил банальный славянский Велес. Как Перконс -pērkons- (гром) - громовержец Перун, как и Янов день - привычный Иван Купала.
Так что - никаких эксклюзивных пантеонов в Лифляндии не существовало ни до Бирона, ни после.
Жемайтия - это далеко не "яма". А наоборот - достаточно холмистая, можно сказать гористая местность. И русское именование испокон было Жмудь.
А по поводу Домского собора - может быть более близкое объяснение будет то, что на его фасаде написано Anno
Dominus (1211).
"почему эти развеселые и хитрые латыши - вдруг "Слуги Дьявола"? "Весёлые и хитрые латыши - это то же, что закомплексованные американцы. Фильмец откровенно костюмный. Этак мы и до барона Мюнхаузена как исторического источника доберёмся.
Если мне память не изменяет - я его практически не помню - то дело относится к шведскому периоду истории Прибалтики, и эти "латыши", скорее всего немцы. Так как латышам не только воровать в Риге не дозволялось, ни и даже ночевать в ней.