Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,190,858 8,333
 

  tse38 ( Слушатель )
23 апр 2012 02:55:45

Тред №413614

новая дискуссия Дискуссия  153

Продолжение

Преступная деятельность «реформаторов» была бы не столь успешной, если бы в среде интеллигенции не нашлись люди, готовые на условиях предоплаты выполнить любой заказ. Спешу оговориться: нет никаких доказательств, что эти люди сознательно участвовали в заговоре. Скорее, они рассматривали свою работу как чисто коммерческую: заключали договор, но не вступали в сговор.

Рассмотрение результатов их труда весьма поучительно.

Модификация учебной литературы осуществлялась заговорщиками из МинПроса по четырем направлениям.
Во-первых, исправлялись «в свете принятых решений» уже апробированные пособия. В курсе новейшей истории появились параграфы типа «Борьба демократов за внедрение рыночной экономики» или «американские солдаты-освободители и их решающая роль во Второй мировой войне». Даже в «Историю Древнего мира» - с моей точки зрения, лучший учебник из числа созданных в советское время - были внесены изменения: «реформаторы» добавили целый раздел, посвященный ранней истории еврейского народа (читай: знакомству с Библией). Нет, я ничего не имею против «Иудейских древностей», жаль только, что Грецию и Рим пришлось уложить в одну четверть, а от Китая - вообще отказаться.

Во-вторых, создавались пособия по вновь придуманным дисциплинам. Я упоминал уже ОБЖ, сейчас пришло время ознакомиться с этим учебником поближе.8 Сразу замечу, что он - далеко не худший. Тем и интересен.

Внимание, вопрос. Какова «лучшая из всех возможных мер защиты от землетрясения»? Заранее уехать из сейсмоопасной зоны? Научиться предсказывать стихийные бедствия? Строить только сейсмоустойчивые здания? Вовремя выскочить на улицу? Не угадали. Лучшая из всех возможных мер защиты - «не поддаваться панике». А после землетрясения следует «осмотреть себя и окружающих людей», при этом «телефоном пользоваться только при крайней необходимости».

Заканчивается параграф домашним заданием - составить в тетради краткую памятку «Правила поведения во время землетрясения». Надо же как-то поддерживать миф о школьной перегрузке.

Ближе к концу учебника расположен отдел, посвященный ранениям и переломам. На меня произвело неизгладимое впечатление высокохудожественное описание страданий больных столбняком. Цитирую и напоминаю, что книга предназначена для детей в возрасте около двенадцати лет: «Начинается заболевание судорожным подергиванием в области ранки. Потом возникают судороги жевательных мышц, сокращение мимических мышц - на лице как будто застывает напряженная «сардоническая» улыбка. Затем судороги распространяются на мышцы шеи, спины, затылка. В состоянии спазма могут находится и мышцы, сгибающие конечность, и мышцы, ее разгибающие. В результате - перелом кости, часто позвоночника. Вначале судороги редкие и не длительные, затем они становятся все чаще (до 40 приступов в час). Причем вызвать приступ может все, что угодно: сильный стук, прикосновение, свет.

Смерть наступает от паралича сердца, удушья, перевозбуждения нервной системы».

Учитывая гипервнушаемость, характерную для двенадцатилетнего возраста, выразительного чтения этого материала вслух совершенно достаточно, чтобы половине класса потребовалась помощь психолога, причем человек у пяти возникнет стойкая фобия, справиться с которой сможет только опытный психотерапевт. И уж во всяком случае больше в этот день школьники не научатся ничему.9

В-третьих, заказывались и спешно издавались учебники антисциентистской направленности, а ответственные деятели Минпроса время от времени разражались статьями в «Учительской газете», где разъясняли приказом «смысл жизни» учителям-предметникам. Им вменялось в обязанность «объяснять школьникам всю ограниченность и противоречивость научного познания» и «привлекать внимание детей к достоинствам религиозной картины Вселенной».

В рамках этой ветви заговора вышли «альтернативные учебники истории», основанные на воззрениях Фоменко и, например, учебник естествознания для 10-х классов Битюцкой Л.А., Еремина В.С., Чеснокова В.С., Дементьевой О.Б.10 Разбор этой «учебной литературы» дан в ряде статей (отсылаем любопытных к отличной работе Авесхана Македонского «Все науки в одном наперстке»). Хотелось бы сделать лишь одно замечание к построениям А.М.: не следует обольщаться, что два кандидата физико-математических наук, один химик и один геолог на самом деле не знают, что крокодилы не относятся к классу земноводных, а определенным образом комбинируя любые наперед взятые числа (например, длины сторон пирамиды Хуфу), можно получить любое заданное число. Полно! Эти люди закончили имперскую школу и прекрасно разбираются в естественнонаучном описании мира. Просто, деньги сейчас платят за «естествознание сложного».11

Четвертым направлением стала обыкновенная провокация.

Создается высокопрофессиональный учебник, который при всем желании не упрекнешь в «антинаучности» или «глупости». Напротив, авторы прилагают все усилия, чтобы поднять школьное образование на высоту современных требований. И что с того, что, увлекшись, они игнорировали все законы восприятия информации?

А в результате «реформаторы» получают двойной выигрыш. Школьники не будут знать данный предмет, а если возникнут кумулятивные процессы, то и ряд смежных дисциплин. Далее, цитаты из этого учебника пригодятся в качестве иллю-стративного материала по темам: «перегрузка школьников», «недостатки предметно-центрированного подхода», «избыточная сайентизированность школьной программы».

Примером провокационного учебника (возможно, созданного с самыми лучшими намерениями) стала «Химия» для 9-го класса Г.И. Щелинского, Н.И.Юровой.12

Хотя предметом пособия является неорганическая химия, первая часть книги от начала до конца посвящена физике. Первая же формула первого параграфа (диссоциация молекулы водорода при высокой температуре) содержит отсылки к понятию энергии связи и единице измерения кДж/Моль. Но, позвольте, школьники не знают, что такое механическая энергия. Они еще не проходили ни моли, ни джоули. Вероятно, предполагается, что учитель химии может «быстренько объяснить» им все это.

Далее учебник дает формальное определение системы и демонстрирует классический рисунок «потенциальной ямы»: график зависимости потенциальной энергии системы из двух атомов водорода от расстояния между этими атомами. Поскольку понятие потенциальной энергии еще не введено и учащемуся не известно (а оно, кстати, далеко не тривиально), вторую половину параграфа можно смело опустить.

В следующих главах говорится о перекрывании электронных орбиталей, вводится понятие электронной плотности (речь, на самом деле, идет о плотности вероятности нахождения электрона в некотором объеме), школьникам объясняют, что словом «атом» пользоваться нельзя, так как молекулы состоят не из атомов, а из «атомных частиц». И ведь это правильно, только совершенно несущественно на данном уровне познания.13

«Квантовой механики для бедных» (то есть, без формул, законов и адекватного понятийного аппарата) с каждым параграфом становится все больше: сигма- и пи-связи, электронные паспорта, гибридизация орбиталей. Не забыта и термодинамика: школьникам, которые, напомню, еще не знают, чем кинетическая энергия отличается от потенциальной, предлагается не путать энтропию и энтальпию, понимать смысл свободной энергии в смысле Гиббса (и, надо полагать, уметь отличать ее от свободной энергии в смысле Гельмгольца).14 «Папа, ты с кем разговариваешь?»

И когда во втором полугодии учителя возвращаются, собственно, к химии и начинают объяснять детям логику периодической системы Д.Менделеева, свойства химических веществ и уравнения реакций, выясняется, что у школьников уже сформировано стойкое отвращение к предмету. Что, собственно, и требовалось «реформаторам».

Заключительное слово.

«21 ноября правый депутат Жюль Делаэ, в недалеком прошлом один из сподвижников Буланже, поднялся на трибуну и заявил, что компания подкупила 150 депутатов, в том числе многих министров. (...) Председательствующий Флоке сделал ему замечание: «Было бы гораздо смелее с вашей стороны назвать имена тех, кого вы имеете в виду, а не бросаться анонимными обвинениями в адрес всех», на что Делаэ, повернувшись к Флоке, хладнокровно ответил: «Я удивлен, господин председатель, что вы, будучи персонально обвиненным, не присоединились до сих пор к моему требованию начать расследование»».15

С.Б. ПЕРЕСЛЕГИН
  • +1.08 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!