Украина и украинско-российские отношения
204,963,934 348,319
 

  Luna ( Практикант )
26 май 2012 22:17:10

Тред №423628

новая дискуссия Дискуссия  29

Сравнение выгод для Украины зоны свободной торговли с Евросоюзом, тех условий, которые мы согласовали в парафированном договоре, с базовыми предложениями со стороны Таможенного союза интересно не только экспертам и политикам. Прежде чем разобраться, важно отметить, что существуют два документа: один открыт для общества и для бизнеса, в частности (договор ЗСТ ТС), а другой документ запрещён к публикации до его подписания. Соответственно, любой анализ, в том числе наш, в некоторой степени опосредованный. Но, думаю, даже этого достаточно, чтобы понять, что к чему.

Украина получит возможность экспорта в ЕС 50 тыс. тонн овощей и 270 тыс. тонн фруктов без уплаты импортных пошлин. В то же время для встречных поставок из ЕС никаких квот и пошлин не будет. Видно, что для ЕС поставки украинских овощей и фруктов явно не востребованы, раз они ограничены такой маленькой квотой. А с учетом того, что ЕС является одним из крупнейших поставщиков плодоовощной продукции на рынки ТС, то и просто избыточны.
Украина и ЕС договорились об увеличении квоты Киева на беспошлинный экспорт зерновых культур на европейский рынок с 20 тыс. тонн до 2 млн. тонн. Об этом сообщил премьер-министр Азаров, считающий такие договоренности «компромиссной позицией». При этом экспортный потенциал Украины составляет около 20 млн. тонн зерновых уже сейчас, и может быть увеличен в ближайшем будущем. Учитывая то, что размер квот не сопоставим с экспортным потенциалом Украины, и при этом нужно будет ещё и преодолеть нетарифные барьеры фитосанитарных норм и соответствия техническим директивам ЕС, особой роли ЗСТ с ЕС в структуре украинского экспорта не сыграет. А вот структура импорта изменится значительно, ухудшив сальдо взаимной торговли.

Что касается импортных пошлин, известно, что 45 тыс. автомобилей из Евросоюза будут ввозить на Украину беспошлинно. Ставка экспортных пошлин на металл в страны Евросоюза уменьшится на 5% по сравнению с ВТО. Также Украине необходимо выполнить ряд мероприятий, план которых утверждён распоряжением КМУ по увеличению преимуществ и минимизации негативных последствий создания ЗСТ Украины с ЕС. В нём предусмотрены такие позиции:
- адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС;
- приведение национальных ветеринарных, санитарных, фитосанитарных, экологических норм, стандартов, технических регламентов и условий в соответствие с европейскими и международными стандартами (запланировано на второе полугодие 2011-2012 г.);
- разработка технических регламентов промышленной продукции на основе директив ЕС;
- модернизация лабораторной базы Госветфитослужбы и Госсанэпидслужбы и приведение её в соответствие с европейскими стандартами;
- повышение уровня информационного обеспечения отечественных субъектов хозяйствования, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность (проведение мониторинга внешних рынков и т.д.);
- с целью увеличения объёмов иностранных инвестиций в экономику Украины усовершенствовать законодательство в этом направлении, предоставить государственную поддержку в реализации инвестиционных и инновационных проектов;
- гармонизировать таможенные процедуры Украины в соответствии с законодательством ЕС;
- мероприятия по повышению конкурентоспособности украинских предприятий: переоборудование и модернизация государственных предприятий и т.д.

И всё это за счёт бюджета Украины. Речь идёт ИМЕННО о вынужденной адаптации к нормам ЕС. Европейские эксперты считают, что Украина должна сосредоточиться на внутренней модернизации и реформах, а уже потом верить в обещания ЕС о продвижении в эту структуру. То, что перед Украиной открывается довольно крупный рынок ЕС, вовсе не значит, что наши товары там востребованы. Он достаточно заполнен и закрыт.

Но вернёмся к нашему анализу структуры экспорта в ЕС. По расчётам Еврокомиссии, в первые годы действия ЗСТ с ЕС Украина будет терять около 5-6 млрд. дол. США в год (это не считая затрат на переоборудование и модернизацию частных и госпредприятий, которые будут выдекржать конкуренцию с ссыльными западными фирмами и компаниями).
В то же время Украина получает выигрыш от начала работы ЗСТ с ТС от 3 до 5 млрд. дол. США в год. И этот доход ежегодно будет только расти. ЗСТ с ЕС сделает украинский рынок ещё более открытым для европейских товаров, что негативно отразится на отечественном производителе, который не готов к такой конкуренции. Ведь дотации собственному товаропроизводителю и льготную государственную поддержку ЕС, в отличии от Украины, отменять не собирается.

ЕС не намерен экспортировать на Украину новые технологи или производства. Ведь пошлин уже нет, зачем лишние затраты и поддержка экономики чужой страны. Тем более, что товар, произведённый при их помощи, модернизация – дело Украины. Не выполнили план – получите результат. Проще говоря, добро пожаловать заполнять низкоквалифицированные рабочие места в ЕС! При этом, реформы и модернизация будут проводиться за счёт украинского народа, пострадавшего после кризиса.

Важным фактом является то, что при вступлении Украины в ЗСТ с ЕС, экспорт в ТС сократится на 1,4-1,9 млрд. дол. США. Учитывая существенную часть в этом экспорте высокотехнологичной продукции, потери будут колоссальными. Переход на евростандарты и удорожание российских углеводородов заведут Украину в водоворот необратимого краха, А снятие ограничений (тарифных и нетарифных) на европейскую продукцию сократит поступления в госбюджет по данной статье как минимум на 20%. Известно, что ЕС закрыли доступ Украины на европейский рынок энергетики и транспорта в рамках ЗСТ. Единственная возможная форма присутствия на рынке ЕС - это сырьё и продукция первого уровня переработки. Ну и ещё дешевая рабочая сила.

С другой стороны ЗСТ ТС предусматривает взаимное признание сертификатов и свободный доступ на рынки, без дополнительных барьеров и обязательств, с незначительным количеством изъятий. Дополнительно возможно создание совместного крупного (Украина-Россия-Казахстан) зернового пула на международном рынке. И это при полном отсутствии притязаний на какое-либо регулирование внутренней или внешней политики государства-члена ЗСТ-СНГ.
Еще маленькое, но важное уточнение. Обещанный процесс адаптации Украины к ЗСТ с ЕС предусматривает снятие квот в течение десяти лет. Видимо, это расчет на то, что к этому моменту успешно работающие предприятия на Украине или перейдут в собственность корпораций ЕС или просто погибнут. В противоположность, ЗСТ ТС начинает работать с момента ратификации тремя государствами. Россия и Белоруссия уже ратифицировали...

P.S. По поводу нашумевшего приложения №6 к договору о ЗСТ ТС:

Применение пункта 1 статьи 18 договора о зоне свободной торговли государствами – участниками Таможенного союза. В случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 статьи 18, ведет к росту импорта из такой Стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства – участники Таможенного союза без ущерба для применения статей 8 и 9 настоящего Договора после проведения соответствующих консультаций Сторонами оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования.

То есть, если мы подпишем ЗСТ СНГ, а потом ЗСТ ЕС и попробуем заняться беспошлинным реэкспортом европейских товаров в Таможенный союз, то нам дадут по рукам. По моему, это справедливо.
http://www.odnako.org/blogs/show_18547/
  • +1.40 / 19
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!