корреспондент Новости Украины – From-UA обратился к немецкому политологу, эксперту по России и СНГ Александру Рару.
- Какой Украина выглядит из-за рубежа? Что бы Вы сказали об этой стране, о ситуации в ней, если бы Вас спросил несведущий человек?Александр Рар: - В течение последних недель были проведены опросы общественного мнения в Германии на этот счет. Результаты оказались плачевные. Только 30 % немцев знают, что Украина — это независимое государство. Большинство немцев считают, что Украина — часть России. Это катастрофический результат, я думаю, что он типичен для многих европейских стран, для европейских обществ.
Что касается меня, я эксперт по Украине, поэтому я разбираюсь в том, что есть на самом деле. Для меня Украина — очень важная славянская страна, от развития внутри которой во многом зависит, пойдет ли постсоветское пространство по демократическому либо по тоталитарному пути, потому что Украина, как и Россия, тоже является очень важной частью бывшего СССР, но более приближенной к западной культуре. Если Украина станет более демократичной уже сегодня, то, я думаю, Россия тоже может пойти по этому пути. Если Украина застрянет на пути между авторитаризмом и демократией, то каких-либо либеральных реформ на всем постсоветском пространстве ожидать не нужно.
- Все же Украина совершенно не похожа на страны, входящие в Европейский Союз. В ней по-другому устроен социум, структура власти и механизмы мобилизации людей во власть. Как Вы считаете, есть ли возможность привести Украину в соответствие с европейскими стандартами?- Естественно, это только вопрос времени. Украина — не какое-то варварское государство. Я думаю, что перспективы в ней Европы, естественно, существуют, просто нельзя торопить события.
- Создается впечатление, что Европейский Союз абсолютно не заинтересован и не собирается принимать Украину в свои ряды, но не хочет категорически отказывать, чтобы однозначно не развернуть Украину в сторону России. Вы согласны с этим?- ЕС уже тоже дошел до какой-то точки, он уже не может обещать Украине, что когда-то примет ее в ЕС, но в то же самое время запрещает Украине налаживать свои торговые, экономические связи с постсоветскими государствами. Я думаю, что позиция, на которой Запад 20 лет стоял - «мы вас не можем принять сейчас, вы должны еще меняться, меняться и меняться, но вы, пожалуйста, не уходите в другие союзы, мы вам будем препятствовать на этом пути» - это тоже уже нереально. Эта тактика уже не работает. Я думаю, ЕС должен сам очень много вещей понять: нужна ли ему Украина? Хочет ли он вообще иметь еще восточную группу? Я думаю, что это главные вопросы.
За последние 5 лет я наблюдаю, что Запад отказывается от своего востока — от России, от Украины. Какие-то торговые отношения всегда будут, но перспективы большой интеграции в общеевропейский дом просто исчезли, сошли со сцены, их больше здесь нет. Это жалко, но я не говорю, что это будет навсегда. ЕС сейчас проходит очень трудный этап своего собственного существования. Как вы знаете, существование еврозоны под большим вопросом. Сейчас политики не думают о расширении ЕС, о новых внешнеполитических акциях, стратегии относительно востока — Украины. Сейчас все смотрят на то, как можно спасти экономику ЕС в целом, и побочно — как спасти систему либеральных ценностей, которая была выстроена за последние 20 лет. За нее, конечно, Европа сейчас цепляется с большой силой. Многим со стороны кажется, что достаточно агрессивно. Но это тоже попытка сохранить то, что было выстроено. И угроза все это потерять имеет место в Европе.
- Языковой вопрос является одним из наиболее острых в Украине. Та часть политикума, которая отстаивает западный выбор, категорически не хочет идти на компромисс с той частью, которая отстаивает восточный выбор в деле предоставления официального статуса русскому языку. Как Вы считаете – это вопрос геополитики (боязнь усиления российского влияния), прав человека или чего-то еще?- Так всегда было в Украине. В Украине ситуация достаточно сложная, потому что есть две элиты: есть не пророссийская, но такая элита, которая смотрит на Украину как на страну, которая в культурном и цивилизованном смысле очень тесно связана с Россией и в то же самое время имеет и европейскую перспективу. Но есть и другая элита в Украине, которая пришла к власти в 90-м году и была у власти фактически 15 лет, я бы даже сказал 18 лет. За эти 18 лет эта элита видела перспективу Украины только на Западе. Она с Россией разговаривала, договаривалась о многом, но стремилась все связи с Россией фактически разорвать, потому что она себя считала как часть Европы, как часть Запада, НАТО, ЕС. И фактически за это достаточно длительное правление — 18 лет — пыталась Украину очень быстро модернизировать и фактически даже где-то переписать украинскую историю в пользу западных идеалов. Но Украина — очень большая страна, почти 50 млн. населения с разной, пестрой культурой. И сейчас, мне кажется, после провала Оранжевой революции, ожидания у большинства украинцев другие, нежели у этой прозападно направленной элиты. Они хотят иметь комфортное существование в постсоветском пространстве со странами, с которыми они разделяют и трагические страницы истории, и положительные, и хотят влиться в общую группу. Но не без России, что делала упорно прежняя элита.
- Вы хорошо знаете политическую фигуру Путина, написали даже книгу о нем. Как Вы думаете, при новом пришествии Путина произойдет ли перелом в отношениях России и Украины?
Александр Рар: - Должен произойти. Я считаю, что Украина много сделала для того, чтобы уладить все конфликты, которые возникли до и после Оранжевой революции между двумя странами. В России ситуация тоже не очень простая. С одной стороны, есть думающие люди, которые понимают, что с Украиной нужно договариваться через компромиссы и что Россия будет только выигрывать, если получит такого союзника, как Украина в Юго-Восточной Европе. Но, к сожалению, есть еще очень сильное старое мышление в России, которое вообще рассматривает все постсоветские республики фактически как страны-вассалы, как сателлиты, которые сейчас в империю встроить невозможно, но перспектива должна для этого по-прежнему существовать. Мне кажется, это исторически не оправданный взгляд, он ни к чему не приведет, потому что развал СССР абсолютно реальный, это факт. Я думаю, у Путина двойственные взгляды на Украину. С одной стороны, он очень трезвый политик, но с другой стороны, в нем все-таки просматривается желание вернуть России ту мощь, которую она потеряла лет 20 тому назад, и для этого, конечно, нужно иметь союзников из числа стран, приближенных к России, может, даже зависимых от России. К таким странам он причисляет и Украину.
http://www.from-ua.c…504b1.htmlОстаётся повторить комент к статье
"А в России ты Рар по другому глаголишь. "