Россия и Украина намерены создать два крупных СП,интегрировав предприятия ядерного топливного цикла и атомного машиностроения. В межгосударственный холдинг может быть включен и крупнейший украинский актив
атомной отрасли — харьковский "Турбоатом".
За последние два года "Росатом" уже смог добиться от Киева долгосрочного контракта
на поставку топлива для АЭС и создания СП по выпуску ядерного топлива,
но на более масштабную интеграцию Украина ранее не соглашалась.
Первое СП должно сосредоточиться на всей цепочке производства топлива для АЭС — от добычи урана
до выпуска готовых топливных сборок, а его контрольный пакет будет принадлежать Украине.
В машиностроительном холдинге мажоритарным партнером будет российская сторона. Курировать подготовку к созданию СП должны "Атомэнергопром" - структура "Росатома",
объединяющая гражданские активы и украинский госконцерн "Ядерное топливо".
Точный набор активов, которые могли бы войти в эти СП, пока не определен.
В топливное СП с российской стороны должны вносить акции АЭХК - Ангарский электролизный
химический комбинат, входит в топливную компанию "Росатома" ТВЭЛ.
СП может получить до 25% акций АЭХК. В машиностроительном СП предполагается участие крупнейшего предприятия украинского атомпрома,
харьковского "Турбоатома".
Уже до конца июля стороны должны выбрать оценщиков инвестпривлекательности атомных активов.
В СП могут включить и другие украинские компании, в том числе уранодобывающие активы,
мощности по производству циркония, а также уже созданное российско-украинское
ЗАО "Завод по производству ядерного топлива".
Это СП концерна "Ядерное топливо" и ТВЭЛ должно к 2015 году построить на Украине
мощности по выпуску топлива для АЭС отечественного дизайна. Единственным атомным активом Украины, который не упоминается в связи с созданием СП,
остаются пять АЭС, принадлежащих сейчас государственному "Энергоатому".
Это не первое масштабное соглашение между Москвой и Киевом в атомной отрасли,
но далеко не все намерения, закрепленные на уровне первых лиц государства,
быстро реализовывались на практике.
Создание атомного холдинга двух стран в сфере АЭС, атомного машиностроения
и ядерно-топливного цикла Владимир Путин предлагал Виктору Януковичу еще в апреле 2010 года.
Тогда президент Украины заинтересовался прежде всего заводом
по созданию ядерного топлива.
Этот проект и был до последнего времени основным направлением
российско-украинской атомной интеграции - в конце июня правительство
Украины утвердило технико-экономические обоснования строительства завода,
с учетом покупки российских технологий оно обойдется в $462,5 млн.
Кроме того, Россия в 2010 году получила многолетний контракт
на поставку топлива на украинские АЭС, потеснив американскую Westinghouse. Другие совместные проекты, включая достройку третьего и четвертого блока
Хмельницкой АЭС, продвинулись не так далеко.
"Росатом" приобретал активы на Украине и вне рамок
межгосударственного сотрудничества.
Так,
в конце 2010 года госкорпорация купила завод "Энергомашспецсталь",
выпускающий, в частности, заготовки для корпусов реакторов. Этот шаг должен был создать конкуренцию с подконтрольной Газпромбанку
"ОМЗ-Спецсталью", которая до этого была монополистом.
Но СП с "Турбоатомом", напротив, может конкурировать
с проектами самой госкорпорации.
Харьковский завод изготавливал тихоходные турбины для АЭС,
тогда как российское атомное машиностроение специализировалось на быстроходных.
Для получения тихоходной технологии еще в 2007 году "Росатом"
и французская Alstom создали СП "Альстом-Атомэнергомаш", которому в 2012 году
достался первый заказ на турбины для строящейся Балтийской АЭС.
Но строительство производственных мощностей российско-французского СП
тормозится, и пока неясно, когда этот завод начнет работу.У "Турбоатома" сейчас есть большой объем заказов на модернизацию действующих АЭС,
причем как на Украине, так и в России и странах Восточной Европы.
Харьковское предприятие поставляет свою продукцию на строящиеся в России
атомные станции, в частности, турбины для достраиваемой Ростовской АЭС.