Цитата: _Sasha_ от 19.07.2012 01:37:05
Ну а если серьезно - этого не знает никто. Налицо есть только факт того, что объем знаний, вполне сопоставимый с объемом времен СССР на данный момент в значительной степени не усваивается.
К моему великому сожалению упор сейчас делается не на повышение мотивации к усвоению этого объема, а на снижение этого самого объема. Это весьма печально - но это факт.
Но каким образом в текущих условиях повысить эту самую мотивацию - это вопрос на миллиарды.
Собственно есть 2 пути - ужесточение отсева, начиная с полной средней школы и заканчивая ВУЗами и возврат функции воспитания в школу. Очевидно, что эти пути вполне совместимы друг с другом.
1 путь вполне реален - но почему то вызывает массовую реакция аля - "платное образование, социал-дарвинизм, воспитание рабов(быдла)" и далее в таком же духе.
2 путь сложнее - но даже если отказаться от суррогатов пионерской и комсомольской организации (ибо это "возврат к тоталитарному прошлому, воспитание рабов" и так далее в том же духе) - но все равно есть различные меры и методы,
позволяющие повысить воспитательную функцию школы от минимальных (типа единой формы) и до тотальных - типа интернатов в духе частных английских школ или наших суворовских.
В общем оба способа неоднозначны и грозят социальными потрясениями - поэтому идут простым, но плохим путем снижения уровня и объема образования.
Ох, как подвел-то... А как насчет альтернативной точки зрения?
Есть некое абстрактные учебные заведения, которые работают десятилетия по наработанной и отточенной методике. И вдруг, у этих учебных заведений появляется большой начальник, некий куратор (условно назовем его министр). Сам он далеко не большой специалист в области образования, но мнит себя эффективным менеджером. Этот самый "министр" подтягивает под себя несколько ключевых фигур, которые так же навыками и знаниями не блещут, но очень хотят "сиять путеводной звездой".
Осталось дело за малым - понять, что делать дальше. А дальше, нарисовываются несколько иностранных организаций, типа того же "МакМиллана", о котором я писал выше, которые приносят новые, с нашей точки зрения, программы обучения. Причем, программы обучения не сами по себе существуют, эти программы меняют сами основы. Меняют стандарты образования, подход к обучению, структуру учебных заведений, методики и т.д. и т.п. Министр и те самые "подтянутые" хватаются за эту тему и начинают её бурно развивать.
Развитие включает в себя поездки за границу, встречи, фуршеты, проведение тренингов и прохождение курсов повышения квалификации и многое, многое другое (все, разумеется, не бесплатно), в общем, жизнь бьет ключом, и указанные господа находятся не просто в центре событий, а являются тем самым поршнем, который продавливает и проталкивает новую систему. В результате, как говорил классик: "Ты меня уважаешь, я тебя уважаю... Мы с тобой уважаемые люди!" (с) Сами знаете кто.
И что же мы имеем в результате?
А в результате, мы имеем:
- ЕГЭ, против которого выступает подавляющее большинство учителей, преподавателей и родителей
- совершенно иную систему обучения детей, подразумевающую необходимость натаскивания на ответы по шаблону
- смещение акцента образования в сторону самых необходимых дисциплин, таких как "обществознание", "физкультура"
- эффективное урезание часов на самые ненужные дисциплины, такие как "математика", "русский язык"
- увеличение часовой нагрузки на учителей и преподавателей, без материальной компенсации
- серьезное атрофирование всякого желания учиться у учеников
- попытку перевода обучения на коммерческие рельсы
Господа хорошие, а как насчет прогнозов? Что будет, когда нынешнее поколение, выросшее с диагнозом "ЕГЭ головного мозга", станет учить следующее? А через поколение? Да оглянитесь вокруг, есть же примеры типа прибалтики. Хотите того же для своих детей-внуков?
Цитата: _Sasha_ от 19.07.2012 01:37:05
Вопрос по меньшей мере дискуссионный - дело в том, что срок обучения и объем знаний должны коррелировать с экономической стратегией государства. Как бы цинично это не звучало - но учить людей лишний год-два - это выключать значительную часть населения из активной экономической жизни на этот срок.
И если выбор усложнить, например, такой перспективой - сохранение 9-летки и сохранение количества ВУЗов - однозначно приведет в ближайшие 5-10 лет к повышению пенсионного возраста на 5 лет (а это к сожалению вполне реально), то при такой альтернативе минимальная 9-летка может и не быть столь уж однозначным выбором?
Вот поэтому и нельзя это обсуждать. Дискутируют, выясняют, спорят, а затем и проводят эксперименты "на живую", да еще и при плохих результатах начинают доказывать, что результаты на самом деле просто замечательные, все идет самым лучшим образом, убеждая окружающих в своей правоте и исключительной незаменимости.
ИМХО.
Чтобы решать вопросы образования целого поколения, надо не дискутировать, надо ЗНАТЬ и ЧЕТКО ПОНИМАТЬ, что собираемся делать (цель), как делаем (процесс), что хотим получить (результат). И каждое действие должно быть много раз выверено, реализовываться аккуратно, проверяя последствия КАЖДОГО шага на этом пути. Мало того, сами реализаторы должны быть подконтрольны и "на виду". При наличии выявленных серьезных проблем - сразу стоп и жесткие проверки всего и вся, с безусловным возвратом к старой, работающей схеме.
PS. Кстати, к повышению пенсионного возраста приведет не бардак в образовании, а невозможность содержать такое количество пенсионеров. Не только мы к таким результатам пришли. Западные страны, с их "продвинутым и передовым" образованием столкнулись с той же проблемой. Начало трудовой деятельности, на это влияют опосредованно.
Между прочим, СССР со своей системой образования первый полетел в космос, может стоит опираться на этот аргумент, как на основной, при попытке смены системы образования?
Цитата: _Sasha_ от 19.07.2012 01:37:05
Абсолютно согласен с наличием проблемы - но практически уверен, что любое промывание мозгов в ближайшей перспективе абсолютно бесполезно. Этих родителей точно так же их родители не воспитывали - у них просто нет соответствующего опыта - они не умеет и не знают как надо воспитывать детей. И никакое промывание мозгов тут не поможет - увы эта проблема решается только временем - и не факт, что одного поколения достаточно.
Еще как решается, мало того, НЕОБХОДИМО. Другой вопрос, что пчелы против меда бастовать не станут.
Следующее поколение растет под воспитанием предыдущего. В переводе на простой русский язык это будет звучат так: "Если вырастим тупых дебилов, то следующее поколение будут растить и воспитывать тупые дебилы". Соответственно, если этим вопросом не озаботиться, то каждое последующее поколение будет нести в себе качественное ухудшение образования и воспитания. Разумеется есть и предел, но мне он не известен. Подразумеваю, что пример такого предела можно "подсмотреть" на западе.