Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,190,903 8,333
 

  Hypnotic Spector ( Слушатель )
31 июл 2012 18:17:13

Тред №447052

новая дискуссия Дискуссия  251

Уф, как Вы тут много написали, пока меня небыло. Аж зачитался.

Спорить с убежденными приверженцами ЕГЭ бесполезно. У них свое понимание ситуации (если простые инопланетяне) и своей работы (если учителя-преподаватели).




Хочу повернуть разговор немного в другое русло. Долго обсуждал тему ЕГЭ и образования в целом с несколькими преподавателями. Сошлись на нескольких позициях:
1. Мотивации у учеников нет.
2. Преподаватели очень часто (по разным причинам, от банальной собственной необразованности и поганого характера, до сложных отношений в коллективах) просто опускают руки и начинают безответственно относиться к своим обязанностям. Многие держатся на голом энтузиазме и каких-то своих внутренних идеалах, известных только им самим.
3. Коррупция в принципе никуда не делась.
4. Очень часто учителя\преподаватели не имеют совершенно никаких "рычагов". Разговор о том, что учителя бесправны, однако, это компенсируется не меньшим бесправием учеников и это зависит от конкретной ситуации в школе\институте.
5. Уровень образования в целом упал.

Отдельно:
6. У детей в школе и даже в ВУЗах нет окончательного самоопределения.
7. Необходима градация населения по уровням и специализации (ВУЗы, ремесленные, ПТУ, гуманитарии\технари и т.д.)

Вопрос простой: "Где выход из сложившейся ситуации?"




А вот к выводам пришли достаточно неожиданным. Я эти выводы кратко подытожил так: "Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона" (С)  :D

За основу брался опыт и наработки учебных заведений советских\российских спецслужб. Понятно, что к школе это имеет косвенное отношение т.к. кроме старших классов Суворовского училища (или его аналогов, типа Новочеркасского) ничего подобного у нас нет.

Подчеркиваю, что все вышесказанное это очень краткая выжимка из нескольких дней разговоров и переписки.



Началом послужило краткое описание примера проведения одного семинара. (разговор о 90-х гг)
Начало занятия. Преподаватель входит в зал. Командир взвода подает команду "Встать! Смирно!" и делает доклад "Товарищ ..., взвод №... на занятия прибыл, отсутствуют ...  по причине ...". После выяснения всех причин и т.п. подается команда "Вольно!".
Преподаватель озвучивает тему прошедшей лекции, после чего объявляет первый вопрос по теме. Поднимает любого учащегося по фамилии. Далее следует ответ. Ответ может быть прерван в любой момент, продолжать вызывается следующий учащийся.
В случае, если вопрос обращен ко всем, то тот, кто готов ответить поднимает руку и произносит "разрешите?" Если преподаватель дает разрешение, то учащийся встает и начинает ответ со своей фамилии и должности. Каждый ответ законченный не по команде преподавателя заканчивается словами "ответ закончен".
Примерно 30% времени преподаватель уделяет не ответам, а диалогам с учащимися. В некоторых случаях применяются всевозможные практические задания.
В конце занятия преподаватель объявляет выставленные оценки, после чего дает разрешение командиру "Командир, команду", далее следует "Встать! Смирно!" и преподаватель выходит из помещения. После чего следует "Вольно! Разойдись!"

Эта история вызвала бурную реакцию среди преподавателей. Стали расспрашивать, выяснять подробности. Что стало ясно из комментариев рассказчика:

Этим традициям много лет. Они неизменны вне зависимости от того, что на этих занятиях преподают. Если кого-то нет, что в журнал выставляется буква "Н" (причина не имеет значения, кроме болезни), если данная тема не будет сдана преподавателю в течение 1 недели, то "Н" заменяется на "2", если через неделю "2" не исправлено, то будет еще "2" и далее до трех двоек. Три двойки - серьезный разбор. Пять двоек - педсовет и вылет. Поступить в подобное заведение после такого вылета нереально.

Был интересный пример проведения занятий (это практиковалось постоянно на одном из курсов). Учащимся давался результат и тема, выбранная группа из нескольких человек должна была составить задачи, а оставшаяся часть группы должна была их решить по очереди но "все против одного". В последствии составивший задачу представлял её полный разбор. Диалоги и споры приветствовались. Доходило до серьезных словесных баталий.

Историй было много, но это было начало.

Далее последовали комментарии "... если бы у меня так ..." Кто-то подкинул идею о применении подобного опыта в школах и ВУЗах. Разумеется, о точном копировании речь не шла. Начали мозговой штурм.
Как краткие итоги:
1. введение дисциплины еще никому не мешало
2. создание и поддержание традиций - безусловное добро
3. разделение школы на условные этапы:
3.1. с 1 по 5 класс - начальная школа, основные навыки, только дисциплина т.е. строгость без "карательных" мер
3.2. с 5 по 7 класс - для всех начальная профподготовка и ориентация, за неформальными лидерами классов закрепляется руководство на начальном уровне и ответственность за коллектив. Коллективу представляется лидер (с несколькими помощниками по разным направлениям), поддержка которого обеспечивается соревнованием между классами. Как способы мотивации к соревнованию можно использовать разные варианты, но всем понравилась идея присвоения классности, как звезды в отелях\ресторанах с последующим благосклонным отношением учебных заведений более высокого уровня (последние и сами будут в этом заинтересованы). 7 класс рубежный. На этом уровне можно уже отчислять учеников. Но разговор только о минимальных отчислениях. Только самых-самых-самых. Единицы.
3.3. с 7 по 9 класс - развивается тема с самоопределением. 9 класс - рубеж для тех, кто желает пойти в ПТУ и ремесленные. Жесткое отчисление хронических двоечников и детей, нарушающих дисциплину. С волчьим билетом на доучивание, сроком на 3 года для подобных учебных заведений.
3.4. с 9 по 11 класс - введение подготовки к учебе в высших учебных заведениях. С приглашением преподавателей, проведением разовых занятий и т.п. К 11 классу дети должны полностью определиться с выбором будущей профессии.

Разумеется, все вышеперечисленное, только условность. Была масса оговорок. Например предлагалось сделать такие учебные заведения единичными (или в очень ограниченном числе), элитными и на 146% бесплатными, всячески подчеркивать их престижность, набирать только лучших учителей и т.д. Необходимости в муштре и казарменных порядках, разумеется нет. В порядке бреда предлагалось даже создание подобных школ с другим организационным подтекстом - музыкальные, технические и т.д. Очень всем понравилась идея независимости преподавателя и подход "Пять двоек - вылет".
Дальше разговоры перешли на тему высших учебных заведений и ПТУ, что было не менее интересно.


Времени нет писать больше, я и это целый день писал. Суть в следующем. В шапке сайта написано: "Глобальная авантюра. Открытый исследовательский и дискуссионный центр". В свое время тут шли нешуточные дискуссии на экономические темы, выдвигались прогнозы и решения. Отчего бы не пообсуждать образование и не поискать выходы из тупика.

Лично мне совершенно не важно есть ЕГЭ или нет его. Мне важен результат. А результат сугубо отрицательный. Я уже писал тут Sasha и готов повторить свои слова "готов принять вместо трех выпускников 2000х одного выпускника 90х" - это и есть результат Вашего труда, товарищи преподаватели\учителя.




Есть желающие развить тему, покритиковать, выдвинуть свои идеи? Может среди нас будущий "Фурсенко"  :DВеселыйВеселый
  • +0.05 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
31 июл 2012 18:40:35

Тоже пофантазирую...
Раз единичные - вывести из под административного управления РОНО, прямое подчинение министерству образования или минимум губернаторский уровень. Разрешить дозачисление в 5-й класс детей "со стороны" по результатам специальных вступительных экзаменов. Чтоб не набирали учителей по-блату - требовать максимальное качество учебного материала.
В "обычных" школах: ввод нормальной дисциплины. Драки, матерная речь - административные штрафы родителям. Вернуть систему ККО. Юридически урегулировать вопрос с "выгонянием" с урока (сейчас - строго запрещено, теоретически ученик имеет право вытворять на уроке чего захочет).
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
  Montmorency ( Слушатель )
01 авг 2012 05:44:37
Отвечу по наблюдательной части Хипнотик Спектора, его предложения это что-то особенное.


Ученики подсознательно чуствуют цену всем этим дипломам и аттестатам, и мотивируются соответственно. Я буду рвать зад только за то что реально откроет мне дорогу в жизнь. Если же "школа это подготовка к ВУЗу", а бумажка о высшем это просто "способ доказать работодателю что ты не наркоман и не уголовник" - то зачем ради этого мотивироваться?

You get what you pay for. Ты получаешь те услуги, которые ты оплачиваешь. Общество в целом оценивает услуги учителя в определённую сумму, и так случилось что за эту сумму готовы работать только сброд, люди сомнительного психического здоровья и блаженные. Если повышать зарплату, то этих необходимо уволить, потому что те кто был согласен работать за эти деньги по определению ненормальные, а нам нужны нормальные. Блаженных можно оставить, но зарплату им повышать нет смысла, они работают ради внутренних идеалов, значит и дальше могут работать бесплатно.

Обратная сторона беззакония. Никто не защищён ни от чьего произвола.

Потому что пункт 1, ВУЗ ничего не решает, и по специальности работают далекоооооооо не все.

ПТУ это страшилка которой нас пугали учительницы, и в общем дорога оттуда либо на иглу либо в тюрьму, по слухам. Неприличное заведение в общем, врагу не пожелаешь туда попасть.
Так что я думаю население будет довольно остаться в своих Академиях.
  • +0.02 / 8
  • АУ
 
 
  volga ( Слушатель )
01 авг 2012 08:50:37


Нет. Не могут. По себе и по своей бывшей работе сужу. 21 год отработала именно в качестве "блаженной", зарабатывая на прокорм семьи репетиторством, чистым, а не криминальным. Никогда не имела никакого отношения к приемной комиссии, мои ученики поступали и поступают сами. Но все когда-нибудь кончается. Вот уже год как я "вольный стрелок", официально зарегистрированный и платящий налоги репетитор. В результате увольнения по собственному желанию у меня освободилась масса времени для зарабатывания денег, самосовершенствования, создания собственной системы ДО, мои репетиторские заработки увеличились вдвое, и это далеко не предел. Вместе со мной увольнялся молодой парень, прирожденный препод, что в природе встречается достаточно редко, по той же очевидной причине, ему просто потребовалось меньше времени для того чтобы принять очевидный факт - наш безвозмездный труд никому, ни государству, ни обществу не нужен. Теперь мы оба востребованные частные преподаватели. Так что это вопрос очень недолгого времени - когда до остальных "блаженных", моих бывших честных коллег дойдут преимущества работы на себя. Хороший преподаватель учится всю жизнь и учится быстро -я это к тому, что ресурс "блаженных" на исходе.
  • +0.14 / 5
  • АУ
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
01 авг 2012 08:58:33

Похоже, до руководства страны это тоже дошло, потому и подняли резко школьные зарплаты... Если выполнят обещание "к концу 2012 года довести до средней по региону", то будет вообще замечательно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
01 авг 2012 09:08:37

Нда... Странное мнение у Вас об учителях. Не, такие конечно тоже есть, но их количество минимально на общем фоне. За небольшую зарплату у нас не только учителя работают. Что, всех в "сброд" или "психи" запишем?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Hypnotic Spector ( Слушатель )
01 авг 2012 09:33:39


Вы оставляете за скобками один немаловажный фактор. Говорю для всех и сразу. Коллеги! Не забывайте, что Вы взрослые дяди и тети, многие уже с семьями и собственными детьми. У Вас взгляды на жизнь, и образование в частности, фокусируются через призму опыта и понимания своих перспектив. В школе же учатся ДЕТИ. Они не понимают конечную цену знаний, получаемых в школе и не осознают собственных перспектив. Отчасти поэтому аттестат является "бумажкой для шредера". Так эту ситуацию менять надо. Причем не только в школе, но и на уровне работодателя.



Один раз вежливо попрошу писать с уважением к другим людям. Моя супруга ст. преподаватель, с дипломом одного из самых престижных ВУЗов страны, зарплатой 17 тыс\мес, в зажравшейся Москве. Не хотелось бы думать, что Вы считаете её психически ненормальной или блаженной.

Что же касаемо идеалистов, то любые идеалы рушатся, когда их душит быт. С течением времени опытный преподавательский состав просто уволится и через лет 5-10 будем иметь большую проблему. Эта проблема есть и сейчас, но через какое-то время в учебные заведения подтянутся учителя\преподаватели, которые получили свое образование под девизов "ЕГЭ головного мозга", последствия по ИМХО я описывал ранее.




Это Вас. В мое школьное время учеба в ПТУ была не престижной, но вполне себе на уровне. И ребята заканчивающие ПТУ всяко лучше зарабатывали и на жизнь совсем не жаловались.



С доходами репетитора не сравнить.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
01 авг 2012 23:27:34

1. Поздравляю Вас и Ваших друзей со званием капитанов очевидность.
2. Военная дисциплина вещь хорошая, но по большому счету необязательная, если нет казарменного положения. Для создания мотивации достаточно самого факта отсева. По крайней мере Ямбургу хватает с запасом.
3. Дьявол как обычно в деталях - система работает только в том случае, когда есть куда отсеивать - экстраполируйте свой пример на все школы - и подумайте куда вы будете девать тех кто с 5 двойками отсеялся.
  • +0.05 / 1
  • АУ
 
 
  Hypnotic Spector ( Слушатель )
02 авг 2012 17:59:56


1. Спасибо от чистого сердца, мне и в голову не пришло, что Вы не заметите, что я лишь озвучиваю то, на чем мы сошлись во мнениях с моими собеседниками, а не то, что в чем пытаюсь убедить окружающих. Однако, с учетом того, что для современных преподавателей это нормально, я отнесусь к Вашему высказыванию с пониманием.

2. Тут я могу с Вами поспорить. Есть подозрение, что Вы понятия не имеете, как именно это работает. Причем, по моему скромному мнению важно именно сочетание наработанных традиций дисциплины (разговор был именно о том, что сама дисциплина никому не интересна - это будет концлагерь) и жесткого отсева. Существуют и иные способы мотивации в подобных учебных заведениях, неочевидные. Поверьте, работает.

3. Безусловно. Однако, на сколько мне известно, существующая система тоже не идеальна. Есть смысл продумать детали. Отвечая же на Ваш вопрос, хочу напомнить, что разговор шел именно о необходимости разделения общества по уровню образования (хоть я лично и категорически против этого). "Государству нужны крепкие, физически развитые ..." - это слова из переписки выше, разумеется не мои.
  • +0.57 / 2
  • АУ
 
  Khimera ( Слушатель )
04 авг 2012 16:59:38

у меня к Вам два уточняющих вопроса
1. На каком курсе Вы преподаёте?
2. С какого года в Вашем регионе ввели ЕГЭ?
  • -0.49 / 2
  • АУ
 
 
  Hypnotic Spector ( Слушатель )
04 авг 2012 17:03:28


1. Я не преподаватель.
2. Москва
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Khimera ( Слушатель )
04 авг 2012 17:17:24


Тогда Вы - работодатель? Если мне не изменяет память, то в Москве пишут ЕГЭ с 2009 (или с 2010?) года. У Вас ещё даже не было шанса оценить воздействие ЕГЭ на качество образования. Те, кого Вы оцениваете, это как раз и есть итог полной бесконтрольности, как учеников, так и учителей. Вы сейчас судите по поколению, которое даже арифметики не знает. Лично мне было страшно, когда ученики, через одного в 10 классе зависали, пытаясь от одной второй отнять  один. Сейчас мне такие просто не попадаются.
  • -0.44 / 4
  • АУ