Тред №448936
новая дискуссия
Дискуссия
41
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ТАК ГЛУБОКО ДЕГРАДИРОВАЛО УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Эксперт ИА REX, политолог, кандидат философских наук Александр Кулик считает, что в начале ХХІ века украинское общество откатилось в социальном плане на столетия назад, а в стране возрождена сословная общественная структура. «Подзабытый термин „сословное общество“ означает, что население страны разделено на слои, правовое положение которых различается. Теория демократии учит, что все граждане равны перед законом, а идея сословного общества предполагает, что одни „равнее“ других. В Украине современная шляхта и народ имеют различный правовой статус, который наследуется детьми от своих родителей. Демократии в такой ситуации быть уже не может», — подчёркивает эксперт.
Можете ли вы представить ситуацию, что в 2012 году в Верховную Раду попадёт школьный учитель, а инженер сможет нажить миллиардное состояние? В Украине в последние годы стал резко снижаться такой важный для демократического общества фактор, как вертикальная социальная мобильность. Проще говоря, высший слой украинского общества закрылся для новых членов. Кто не успел — опоздал навсегда. Наверно, не одному мне режет слух термин „элита общества“, когда его применяют к нынешним депутатам или представителям крупного бизнеса Украины. Исторически и концептуально правильно употреблять по отношению к ним более привычное для Украины наименование — шляхта», — утверждает эксперт.
"Как и столетия, тому назад, представители высшего слоя украинского общества имеют особый правовой статус. Депутаты де-юре, а крупные бизнесмены де-факто не несут ответственности перед законом, установленным для простых людей. Преступления шляхтичей в средневековой Украине не могли рассматривать простолюдины. То же самое можно наблюдать и сейчас — по действующему ныне законодательству, преступления депутатов выносятся на обсуждение Верховной Рады, которая решает — отдавать их коллегу под суд или же нет«,- отмечает эксперт.
«Дело в том, что для украинской шляхты народ — чужой. Она последовательно отделяет себя от него всеми возможными способами. Украинские шляхтичи всегда стремились максимально сократить количество местных товаров и услуг в своём обиходе. Техникой, обувью, одеждой и прочим, что производят в Украине, они не пользуются. Как и их исторические предшественники, нынешние шляхтичи одеваются в „Лондонах и Парижах“, чтобы их не приняли за тот народ, из которого они вышли. Украинские социальные институты вроде отечественной системы здравоохранения или же образования интересуют нынешнюю шляхту не больше, чем средневековые богадельни интересовали их исторических предшественников. Их дети обучаются за рубежом, там же они предпочитают получать медицинское обслуживание. Отношения шляхты с украинским народом всегда ограничивалось тем, что она жила за счёт средств, которые выручала из его существования — то ли в виде податей, то ли в виде прибылей с правильно организованного холопьего труда, например, по продаже в сопредельные страны неких полезных ископаемых. Народ воспроизводит не только богатство шляхты, но и своё подчинённое положение. Как совершенно правильно в своё время подметил Альтюссер, прохожий, который оборачивается на крик полицейского „Эй, ты!“, автоматически признаёт за собой вину. Так и украинский народ, выбирающий себе панов из предложенного панами списка, по правилам, утверждённым панами, конечно, признаёт своё положение низшего сословия Украины», — резюмирует политолог.