Экономика воссоединения. Часть 5: металлургия и добывающая промышленность Украинская металлургия плавно начала входить в штопор в начале 90-х гг., вызванный все теми же факторами, из-за которых пострадали прочие отрасли украинской экономики. Металлурги давали Украине 27% ВВП и 40% валютных поступлений (в докризисные годы), черные металлы и изделия из них в 2011 г. составили 31% экспорта товаров из Украины. Теперь же сваливание металлургии в штопор и вовсе грозит быть неконтролируемым, ведь украинская металлургия, бывшая ранее гордостью СССР и обеспечивающая Союз высококачественным металлом, ныне находится в состоянии депрессии, вызванной высокими ценами на энергоносители, устаревшими морально и физически оборудованием, а так же постепенно сокращающимся объемом спроса на внешних рынках. О внутреннем рынке говорить практически не приходится, так как 83% продукции металлургических предприятий идет на экспорт (в России этот показатель держится на уровне 50:50), а сами потребности Украины в металле расти не будут еще лет 10-15, по крайней мере, индустриализации пока не предвидится. Таким образом, отечественная металлургия находится в катастрофической зависимости от экспорта и состояния мировой экономики, которую будет штормить еще лет 10. Спрос на металл в мире продолжает падать с прошлого года. Ощущают его не только украинские производители (к примеру, бывшая "Криворожсталь", а теперь ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» отгрузила в прошлом году 4,9 млн. т. металлопродукции, против 5,4 млн. т. в позапрошлом), но и иностранные производители, - в первом полугодии текущего года южнокорейская судостроительная промышленность просела вдвое по сравнению с прошлым годом. Металлургические предприятия Украины в январе-марте 2012 года сократили экспорт черных металлов в натуральном выражении на 9,9% — до 6,111 млн. тонн, в денежном выражении — на 12,4%, до 3 млрд. 814,776 млн. долл. С каждым годом становится сложнее справляться с конкурентами, особенно тяжело воевать с китайскими металлургами, ибо они в состоянии предложить металл по ценам на 20-50 долл. ниже, чем их конкуренты. Демпинговать украинские производители не в состоянии.
Возникли проблемы с сырьем, запасы которого на территории Украины из года в год сокращаются, так периодически железнорудное сырье на Украину поставляют российские горно-обогатительные комбинаты. Так же обстоит дело и с коксующимся углем, который необходимо импортировать в объемах более 3.5 млн. т. в год (при условии производства стали в пределах 40 млн. т.). В среднем затраты на сырье и материалы при производстве стали на Украине выше на 7-30%, чем в России. Энергоемкость производства на отечественных металлургических комбинатах в среднем на 30% выше, чем у конкурентов в странах ЕС и Китае. Энергоемкость производства тонны стали на украинских меткомбинатах достигает 840 кг. условного топлива (у.т.), на меткомбинатах стран ЕС она в 1,9 раза меньше (450 кг у.т./т), в структуре себестоимости затраты на энергоносители составляют 50% (в развитых странах – 20%). Серьезно пострадала высокотехнологическая металлургия, следствием чего стало увеличение импорта металлопроката украинскими компаниями в январе-июне 2012 года на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - до 878,4 тыс. т.
Украинские олигархи, впечатленные высоким уровнем цен на металл в мире, в очередной раз решили не вкладываться в модернизацию и переоснащение своих металлургических предприятий. И правда, зачем модернизировать то, что и так приносит деньги? В результате такой преступной деятельности на изготовление одной тонны стали на Украине затрачивается 52,8 человеко-часа, тогда как в России этот показатель составляет 38,1, а в Германии — 16,8 человеко-часа. При полной загруженности металлургических комбинатов Украины с полным металлургическим циклом производительность труда составляет примерно 200—250 тонн стали на одного рабочего в год, в то время как на современных электрометаллургических мини-заводах с объемами производства 1,5 - 2,0 млн. т. стали в год этот показатель равен 3000—4000 т.
В данный момент приватизированы все украинские горно-обогатительные комбинаты, кроме недостроенного Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР). Но и за него идет ожесточенная борьба. Бороться олигархам есть за что - сырья для комбината проектной мощностью 10,5 млн. т. в год скопилось более 2,5 млрд. т., а прибыль только после первого года эксплуатации может составить около 1 млрд. долл. в год. Осталось лишь малое дело – разобраться с иностранными инвесторами в лице Румынии и Словакии, прибрать комбинат к своим рукам и вложить в его достройку 900 млн. долл. Что может быть проще? Вот за это и идет борьба между украинскими олигархами и их российским конкурентом - Алишером Усмановым.
Государство решило «умыть руки» с производством титана, недавно Фонду госимущества Украины были переданы 100% акций ГАК “Титан” и 50%+1 акция ЧАО “Крымский титан”, последним владеет Дмитрий Фирташ, под контролем которого находится 50%-1 акция предприятия. Теперь к его «Крымскому титану», скорее всего, присоединится ГАК «Титан», хотя участвовать в приватизации последнего желает российская компания «ВСМПО-Ависма», крупнейший производитель титана в мире, а так же по совместительству поставщик этого металла для корпораций Boeing и Airbus.
Помимо производства титановых руд, Украине стали ненужными угольные шахты. Убыточные шахты планируется распродать за 1 грн., при условии их реанимации и выведения в прибыль. К приватизации в следующем году готовятся крупнейшие в стране по прогнозным запасам угля шахты: "Чайкино" (ГП "Макеевуголь", 130 млн. т.), им. Стаханова (ГП "Красноармейскуголь", 130 млн. т.) и "Тошковская" (ГП "Первомайскуголь" 100 млн. т.). Так же возможна приватизация шахтоуправления "Донбасс", шахты "Южнодонбасская № 3" (ГП "Донецкая угольная энергетическая компания"). Крупнейшие по запасам угля шахты уже переданы компании ДТЭК Рината Ахметова. Год назад Верховная Рада Украины приняла закон "Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности". 1 декабря 2011 года ДТЭК и Министерство энергетики и угольной промышленности Украины подписали договоры о передаче в концессию государственных угледобывающих предприятий "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит" сроком на 49 лет. Пока последствия передачи данных шахт в концессию позитивны, так как была проведена модернизация производственных мощностей, закуплен новый проходческий комбайн. Таким образом, и волки сыты, и овцы целы. Однако есть подводный камень - конечность запасов угля на шахтах, на "ДТЭК Ровенькиантрацит" запасы составляют 165,3 млн. т. и, согласно расчетам, исчерпаются через 33 года; запасы "ДТЭК Свердловскантрацит" больше – 211,9 млн. т., их хватит на 40 лет. Это при условии сохранении нынешних темпов добычи угля – ДТЭК «Ровенькиантрацит» - 7,32 млн. т., а ДТЭК «Свердловантрацит» - 6, 56 млн. т., однако рост темпов добычи за прошлый год на «Ровенькиантрацит» составил 21, 4%, а на «Свердловантраците» - 2,9%. Что будет после исчерпания запасов угля в шахтах непонятно, впрочем, это никого не волнует, ни Рината Ахметова, ни украинских чиновников. Быть может, никто из них не надеется на то, что это государство протянет 49 лет, пока будет длиться договор концессии.
Методично и последовательно уничтожается производство ферросплавов, что связывают с корпоративными войнами. Украинская ассоциация производителей ферросплавной продукции (УкрФА) направила письмо в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) с просьбой открыть специальное расследование в отношении агрессивного импорта ферросиликомарганца на Украину. Как отмечается в письме УкрФА, рост импорта ферросиликомарганца в страну в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, составил 144%. Как следствие, национальные производители ферросиликомарганца были вынуждены (в 2011 году по сравнению с 2010 годом) уменьшить объемы производства данного сплава на 11%, снизить загрузку производственных мощностей на 13%. В 2011 году, по сравнению с 2010 годом, доля национального производителя в потреблении ферросиликомарганца украинскими метпредприятиями снизилась на 43%, рентабельность украинских производителей ферросиликомарганца сократилась на 49%, финансовый результат деятельности украинских ферросплавных заводов, производящих ферросиликомарганец, упал на 62%. Уровень занятости работников украинских производителей ферросиликомарганца уменьшился на 13%. В это расследование включились народны депутаты, решившие подыграть импортерам ферросплавов. В ВР Украины был внесен законопроект об отмене импортных пошлин на все ферросплавы. По мнению С. Грищенко, экс-замминистра промышленной политики Украины, учитывая сложную ситуацию, в которой сегодня находятся украинские ферросплавщики, принятие данного законопроекта не оставляет им шансов на выживание. «Я бы еще понял, если бы речь шла об отмене пошлины на те виды ферросплавов, которые на Украине не производятся. Но авторы законопроекта предлагают освободить от уплаты пошлины все без исключения ферросплавы, а это явно противоречит интересам украинских производителей, – отметил Грищенко. – Конечно, необходимо учитывать интересы потребителей ферросплавной продукции — металлургических предприятий, но нельзя забывать и о том, что ферросплавная подотрасль является неотъемлемой частью отечественного горно-металлургического комплекса, а значит, ее интересы неразрывно связаны с интересами ГМК».
Однако это лишь версия С. Грищенко, дело в том, что все три завода, производящих ферросплавы на Украине, принадлежат группе «Приват», подконтрольной олигархам Игорю Коломойскому, Геннадию Боголюбову и Алексею Мартынову. Фактически, группа «Приват» монополизировала производство ферросплавов на украинском рынке, что позволяет ей продавать ферросплавы металлургическим предприятия по заоблачной цене в 1500 долл./т., в то время, как стоимость импортной продукции составляет 1350 долл./т. Группа «Приват» за годы монопольного владения заводами по производству ферросплавов не удосужилась провести сколь либо значимую модернизацию производства. Лучшим подтверждением этого является доля электроэнергии в себестоимости продукции – 50%, в то время, как у конкурентов она составляет 30%. А теперь, когда столкнулись интересы металлургов и ферросплавщиков, первые заинтересованы в покупке импортных ферросплавов, что позволит им сохранить конкурентоспособность металла, а вторые заинтересованы в сохранении нынешней монополии. К сожалению, заложником их войн являются рабочие ферросплавных заводов.
И пока народные депутаты только планируют решать будущее ферросплавной промышленности, для Запорожского завода ферросплавов это будущее уже стало крайне туманным и грустным. Дело в том, что Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) принял решение о сокращении около 1350 рабочих мест, что составляет 61% от общего количества персонала на предприятии. С 13 ноября на ЗЗФ останется только обслуживающий персонал и охрана, причина сокращений - слишком дорогая для предприятия электроэнергия.
Действует принятое в прошлом году на трехлетний срок антидемпинговое постановление о введении 26% пошлины на украинские трубы. Таким образом, российские производители труб еще более укрепили свои позиции, дополнительно защитив своего производителя от продукции Украины-конкурентки, в частности Харцызского трубного завода, входящего в группу Рината Ахметова «Метинвест» и заводов корпорации Интерпайп, принадлежащих Виктору Пинчуку.
Вынужден констатировать: украинские олигархи упустили благоприятное время для модернизации и технического перевооружения своих металлургических заводов, не смогли диверсифицировать поставки металлопродукции, а так же сколь либо поспособствовать созданию стабильного спроса на металл на украинском рынке. Кроме этого, продукция украинской металлургии была выдавлена конкурентами с рынков Европы и Америки, опять же, причиной чему стала низкая конкурентоспособность отечественного металла. Это станет гибелью для отечественной металлургии, ведь в приближении второй волны кризиса уже никто не сомневается.
Результатом деградации и гибели металлургии станет, сначала клич олигархов к государству с требованием помощи и поддержки, а затем сокращение рабочих или отправка их в неоплачиваемый отпуск, а в итоге - закрытие метзаводов, после чего устаревшие доменные печи, установленные на большинстве металлургических заводах, можно будет отправлять в утиль. Это станет концом не только украинской металлургии, но и серьезным ударом по угольным предприятиям, а так же горно-обогатительным комбинатам (ГОК). Кроме этого придется в авральном порядке искать новые источники поступления валюты в Украину, а без нее жизнь останавливается и начинается коллапс. Особенно с началом кризиса, грозящего стать палачом для украинской экономики, смиренно лежащей на плахе по вине олигархов-реформаторов, а так же чиновников-демократов, и ничего не делающих для того, чтобы дать ей возможность выжить.
А рецепт спасения видится лишь один: переориентирование внешней политики Украины на Восток и подписание соглашения о присоединении Украины в Таможенный Союз. Уверен: олигархи будут вынуждены спасать свои заводы, на которых работают простые труженики. И чем быстрее будет подписано данное соглашение, тем меньше рабочих окажутся безработными, в противном случае им терять будет нечего. http://www.odnako.org/blogs/show_20290/