Украина и украинско-российские отношения
206,737,173 349,235
 

  Боярин ( Профессионал )
27 авг 2012 14:08:09

Тред №457136

новая дискуссия Дискуссия  51

Экономика воссоединения. Часть 6: химическая промышленность
Иван Лизан


Химпром – это я.

 Дмитрий Васильевич Фирташ

Данное перефразированное изречение, приписываемое Людовику XIV, помещенное в эпиграф, никогда не было произнесено Дмитрием Фирташем, а было придумано автором, однако сути это не меняет. Украинский химпром действительно принадлежит Дмитрию Фирташу, крупнейшими химическими предприятиями Украины управляет его компания "OSTCHEM Holding", входящая в группу компаний "Group DF" (GDF, Группа Дмитрия Фирташа), зарегистрированная на Кипре.  

"OSTCHEM Holding" контролирует деятельность следующих химических предприятий на Украине: АО “Азот” (Черкассы), ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот”, ПАО “Концерн “Стирол” (Горловка, Донецкая область), ПАО “Ривнеазот” и ЧАО “Украгро НПК” (Черкасская обл.). А за пределами Украины олигарху принадлежат заводы “Нитроферт” (Эстония) и “Таджиказот” (Таджикистан). Так же в планах химической империи Фирташа получение контроля над Одесским припортовым заводом, ибо приватизация его при нынешних властях всего лишь вопрос времени.

А пока химическая промышленность Украины находится в стабильном минусе, терпя убытки уже несколько лет подряд. Общие потери на “Стироле”, Крымском содовом заводе и “Сумыхимпроме” превысили 1,5 млрд. грн. В то же время объемы выпуска продукции на указанных предприятиях выросли. 23 июля было объявлено о серьезных убытках Одесского припортового завода,  они составили 100 млн. грн. Ничуть не лучше  финансовое состояние ПАО «Концерн «Стирол»» - убыток 1,3 млрд. грн., предприятие нарастило свои убытки на 950 млн. грн, ведь согласно финансовой отчетности за 2010 г. убытки составили 350 млн. грн. Такое положение вещей руководство концерна объясняет высокими ценами на газ, стоимость которого для завода составляет 463 долл., а так же капитальными инвестициями, однако размер последних остался скрытым от любопытных глаз общественности. И, тем не менее, выпуск продукции на «Стироле» вырос: аммиака на 21,7%, аммиачной селитры — на 97,1%, карбамидо-аммиачной смеси (КАС) — на 297,1%.В таком же состоянии финансовая отчетность других предприятий Дмитрия Фирташа – «Крымский содовый завод» практически утроил свои убытки, которые составили 120 млн. грн. «Сумыхимпром», который находятся под управлением менеджеров Фирташа, хотя и пребывает в государственной собственности (приватизация только планируется), увеличил объемы производства вместе с убытками, составившими за прошлое полугодие 95,9 млн. грн, тогда как за весь прошлый год предприятие наработала убытков на 2,6 млн. грн. Общая кредиторская задолженность составляет 1,7 млрд. грн. ПАО «Ровноазот» в 2011 г. сократило чистый убыток в 5,3 раза (на 177,568 млн. грн.) по сравнению с 2010 г. – до 41,409 млн. грн. Чистый убыток ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот” в 2011 г. возрос в 2,1 раза (на 390 млн. грн) по сравнению с 2010 годом — до 735,225 млн. грн.

Производство продукции растет ударными темпами, а убытки предприятий растут, что очень странно, ведь олигархи не привыкли работать в убыток. Руководство предприятий объясняет это масштабной модернизацией производства, так «Ровноазот» получил на переоснащение 22,7 млн. долл. в 2011 г., а в 2012 г. предприятие планирует инвестировать 34, 93 млн. долл. в модернизацию производственных мощностей.  Однако такая финансовая отчетность может быть объяснена нежеланием Фирташа показывать истинную прибыль своих предприятий. В финансовой отчетности «Стирола» указаны заниженные отпускные цены на продукцию, не соответствующие рыночным, а прибыль предприятий, возможно, следует искать на счетах трейдинговой компании «NF Trading», так же принадлежащей Фирташу. Еще одним фактором, вызвавшим увеличение убытков химических предприятий Фирташа стали долги за потребленный природный газ. С «Ровноазота» в судебном порядке было взыскано 1,1 млрд. грн. задолженности, с ЧАО «Азот» - 389 млн. грн. В перспективе, по решению суда, с ЗАО “Северодонецкое объединение “Азот” и концерна “Стирол” будет взыскано еще около 1 млрд. грн.  Таким образом, главными должниками за природный газ являются украинские олигархи, а никак не население, в чем пытаются убедить народ с экранов телевизоров.

В начале года ДТЭК Holdings Ltd дал согласие на приобретение 45,103% госпакета акций «Захидэнерго» по цене 1 млрд. 932 млн. 100 тыс. грн., что всего на 100 тыс. грн. выше начальной цены, ведь ДТЭК была единственным участником аукциона. И если электрической империей будет управлять Ринат Ахметов, то королем газовой царства станет Дмитрий Фирташ. С дорожающим газом и убытками своих предприятий Фирташ решил бороться не столько ускоренной модернизацией предприятий и уменьшением энергоемкости производства, сколько получением контроля на обл. и гор. газами, что даст возможность удешевить газ для химических предприятий.

“Прогрессирующий долговой кризис в Еврозоне и США, а также удешевление природного газа на американском континенте и в Китае ослабляет позиции нашей азотной отрасли на мировых рынках. Рентабельность сектора при нынешней цене природного газа  не превышает 2,5%. Все эти факторы требуют от химиков решительных действий в направлении удешевления энергоресурсов и увеличения конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках”,— сказал 26 апреля 2012 г. на заседании Союза химиков Украины его президент Алексей Голубов.

“В ближайшие пять лет стоимость газа в США будет в 2,4 раза дешевле, чем в ЕС, а в Китае — в два раза дешевле, чем в ЕС. В этом году стоимость газа для российских химиков вырастет до $140-150 за 1 тыс. куб. м, и они уже предпринимают попытки, чтобы снизить риски удорожания газа, несмотря на то, что его стоимость пока еще конкурентнее нашей”, -  говорит Алексей Голубов. В частности, российская компания “Еврохим” осуществляет разработку двух газовых месторождений, которые позволят ей выйти на добычу 36 млрд. куб. м газа, что фактически равно украинскому импорту российского газа в год.

Всего продаже подлежит 48 пакетов акций обл. и гор. газов с долей государства от 1% до 26% уставного капитала. 11 июля Фонд государственного имущества Украины объявил конкурс по продаже 25% государственного пакета акций ПАО "Николаевгаз". В качестве самых вероятных претендентов на покупку пакетов акций выступала Group DF, у которой уже есть активы в 21 облгазе. К тому же предусматривалось, что к участию в конкурсе может быть допущена компания, которая на протяжении последних трех лет осуществляет деятельность по распределению природного газа, газа (метана) угольных месторождений или владеет на протяжении последних трех лет 20% и более в уставном капитале компаний, осуществляющий подобную деятельность. “Мы будем участвовать. Конкурентов мы знаем”, - сказал Фирташ еще до старта проекта газовых продаж. “Еще нет понимания до конца, как Фонд госимущества будет разбивать пакеты, при каких условиях и как они будут их продавать. У нас нет еще полной информации. Но участвовать будем, если это будет (приватизация), - это точно”, - заявил Фирташ. И вот уже 1 августа, после проведения аукциона, ЧАО «Газтек» увеличило свою долю в ПАО «Николаевгаз» до 50,22%. Собственниками 96% акций ЧАО «Газтек» являются четыре кипрских компании: Krezer Holdings Limited, Nesiba Venchers Limited, Pasler Enterprises Limited и Porala Venchers Limited, а его счета в национальной валюте обслуживаются в банке «Надра», подконтрольном Дмитрию Фирташу. Модернизация производственных мощностей, покупка газораспределительных компаний, по замыслу олигарха, сможет снизить энергоемкость производства и повысить конкурентоспособность продукции, что в конечном итоге позволит сохранить производство и рабочие места.

В планах у олигарха избавление Украины от статуса экспортера аммиака. Для этого Фирташ запланировал провести серьезную модернизацию аммиачного производства. “Мы поняли, что не хотим участвовать в ценообразовании товарного аммиака, и практически подготовили программу, которая поможет уйти в его глубокую переработку. Думаю, через 2-2,5 года Украина не будет иметь товарного аммиака вообще. Он будет полностью перерабатываться, и даже будет наблюдаться его дефицит. Он составит примерно 80 тыс. т в год”,— сообщил “Экономическим известиям” владелец четырех из шести азотных производств.

Назрел серьезный конфликт на почве возмещения НДС государством между «Карпатнефтехим», принадлежащему «Лукойлу», и украинской налоговой службой. Налоговики утверждают, что предприятие с 2004 г. декларирует только убытки, скрывая свою прибыль, а НДС возмещается предприятию в автоматическом режиме, следовательно, долга по возмещению налога на добавленную стоимость суммой в  86 млн. долл. не существует. А пока трудовой коллектив предприятия написал письмо президенту В.Ф. Януковичу с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, и руководство предприятия заявило о готовности прекратить производство и закрыть завод на проведение ремонтных работ в августе-сентябре. «Карпатнефтехим» является единственным производителем оконного пластика на украинском рынке  - поливинихлорида и конкурирует с американской продукцией. Собственник предприятия, Вагит Алекперов, лоббирует принятие ввозной пошлины для импортного ПВХ размером 6,5%, целью которой станет упрочнение позиций отечественного производителя ПВХ. Вот только остановка производства ПВХ грозит захватом отечественного рынка американским товаром, стоимость которого ниже. Вновь повторяется стандартная для Украины ситуация – государство не исполняет свои обязательства, а бизнес минимизирует свои.

Останавливают производство заводы Фирташа, так 20 августа прекратит производство «Ровноазот». Таким образом, к сентябрю остановят свою работу три из четырех азотных заводов Фирташа. Ориентировочно, ремонты предприятий продлится до ноября, в это время поставок продукции на рынок с других заводов олигарха не планируется. Однако в остановке заводов не стоит искать какого-либо скрытого смысла, лето для химиков всегда было периодом ремонта предприятий, что связано со спецификой производства.

Совсем уж грустно обстоит все с украинской нефтехимией. Украинский рынок на 80% зависит от импорта нефтепродуктов, доля только белорусских нефтепродуктов на украинском рынке высокооктановых бензинов и ДТ составляет около 35%. На всю Украину работает только один нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) – Кременчугский, контролируемый финансово-промышленной группой «Приват». Готовится к консервации некогда самый молодой и современный НПЗ в СССР - Лисичанский, принадлежащий ТНК-ВР, но Group DF ведет переговоры о его приобретении. Остановлены Нагорненский и Дрогобычский НПЗ, к ним с 2010 г. присоединился Одесский НПЗ, принадлежащий компании «Лукойл». Последний стал жертвой корпоративных войн между украинскими олигархами и российской компанией, очутившейся на противоположной стороне баррикад. Государственный оператор магистральных нефтепроводов "Укртранснафта" предложил предприятию использовать с 1 октября 2009 г.  маршрут 32-й км госграницы Украины с Беларусью — Одесский НПЗ (то есть с задействованием нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме). До 1 октября 2009 г. завод транспортировал нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам (маршрут Лисичанск — Кременчуг — Одесский НПЗ). Транспортировка нефти по новому пути обходилась бы предприятию значительно дороже за счет необходимости прокачки нефти на большее расстояние (в частности по территории России и Беларуси). Как подсчитали на НПЗ, при транспортировке нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам прокачка одной тонны обходилась в 32,94 долл. По новому маршруту стоимость выросла бы до 38,95 долл. Такое увеличение затрат (около 6 долл. на т.), делало невыгодной переработку российской нефти. На сторону "Укртранснафты" тогда встал зампред правления "Нафтогаза" Валентин Франчук, бывший финансовым директором «Укрнафты», подконтрольной группе «Приват». Именно по ее требованию и был изменен маршрут транспортировки нефти для Одесского НПЗ. Вот так и была поставлена подножка «Приватом» Одесскому НПЗ. Выиграли от такой маленькой победоносной войны уж точно не конечные потребители топлива и сотрудники Лукойловского НПЗ.

В руины превратился Херсонский НПЗ. Однако его будущее может быть весьма радужным, ибо завод заинтересовал главного химика страны Дмитрия Фирташа. Он ведет переговоры о покупке Херсонского нефтеперерабатывающего завода у группы “Континиум” Игоря Еремеева. На месте НПЗ Фирташ планирует построить нефтехимическое предприятие.

“Мы намерены серьезно заняться направлением нефтехимии. На 7-8 лет программа по этому сектору потребует 2-2,5 млрд. долларов. Мы хотим увеличить и расширить линейку продуктов: метил, пропилен, этилен, полистиролы, а также капролактам, химические волокна”, — сказал Фирташ в интервью журналу “Эксперт” в начале мая. При этом бизнесмен уточнил, что сумма в 2-2,5 млрд. долл. учитывает лишь затраты на реконструкцию производств. Покупка предприятий потребует отдельных вложений, уточнил Фирташ. Если завод будет построен и введен в эксплуатацию, то жители Украины смогут  в очередной раз стать свидетелями подковерной борьбы двух титанов украинской олигархии – Коломойского и Фирташа, уверен, что битва будет интересной и зрелищной. Жители Украины будут приглашены на нее в качестве зрителей и билеты оплатят из своего кошелька, покупая топливо по завышенным ценам. Собственно уже оплачивают.

А пока на украинском рынке нефтепродуктов, словно волки, хозяйничают подставные конторы, наподобие ликвидированной  9 марта 2011 г. «Ливелы». Ей в 2010 г. удалось монополизировать рынок нефтепродуктов. Тогда кременчугская фирма «Ливела», получила эксклюзивное право на ввоз нефтепродуктов без уплаты налогов и сборов, что позволило ей увеличить долю на украинском рынке нефтепродуктов до 70% (состоянием на 2010 г.). Ущерб от деятельности «Ливелы» для госбюджета в 2010 г. составил 2,892 млрд. грн., а убытки государства оценивались на уровне 3-5 млрд. грн. Однако никто так и не был наказан, ибо у фирмы была мощная «крыша» в правительстве и в Партии Регионов, настолько мощная, что двое судей, принимавших решение по «Ливеле», «случайным» образом отправились на тот свет.

А теперь самый кратчайший вывод по статье:

1.   Государства у украинцев нет, ибо в случае с химпромом (и не только с ним) оно превратилось в придаток и карманного пса олигархов и бизнесменов от властной когорты.

2.  Собственно украинский химпром является украинским только по территориальному признаку, корректнее его было бы назвать филиалом химической промышленности Республики Кипр на Украине.

3.   Химические заводы практически безнадежно устарели, и будущее их выглядит грустно, если только не начнется их скорейшая модернизация. Скорее всего, они падут жертвами кризиса в первую очередь (если цены на газ их не убьют раньше).

4.   Украина, как наркоман с многолетним стажем, сидит на импортном топливе, доля которого составляет 80%. Работает только один НПЗ – Кременчугский. Кременчугское топливо в период жатвы можно найти только в топливных баках сельскохозяйственной техники, в остальные времена года его следует искать в на АЗС «Укртатнафты».

5.  Рынок нефтепродуктов находится в «тени», однако всех это устраивает, власть и олигархов в первую очередь, ибо в мутной воде легче ловить рыбу и риск быть сцапанным контролирующими органами, а затем посаженным в темные и сырые места минимален. Интересы украинского народа, как граждан Украины всех национальностей, в силу его малозначимости в государственном управлении игнорируются и не принимаются в расчет.

6.    В результате корпоративных войн на Украине закрываются не только ферросплавные заводы, но и заводы таких российских гигантов, как «Лукойл». Страдает от этого государственный бюджет, люди, превратившиеся в безработных и те, кто вынужден оплачивать результаты войн из своего кошелька, т.е. опять же обычные граждане.

Собственно и все по данной теме. Это предпоследняя статья из цикла «Экономика воссоединения», в следующей статье ваш покорный слуга поведает о самом главном элементе любой экономики – о кадрах, ибо кадры решают все.

http://www.odnako.org/blogs/show_20316/
  • +1.07 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!