Цитата: Vik19
А можно по подробнее, пжл
Из Брокгауза -Ефрона:
"Первые официальные данные о них восходят к 1811 году и поступили почти одновременно из губерний Тульской, Воронежской, Тамбовской. Преосвященный воронежский доносил, что секта эта возникла между православными христианами около 1796-го года от природных жидов, между христианами живших и распространилась в шести селениях Бобровского и Павловского уездов ( Новая Чигла, Клёповка, Гвазда, Озерки, Ильинка, посёлок Высокий). Для борьбы с этой сектой, причисленной к числу особенно вредных, в 1825 году приняты были суровые меры (отдача начальников секты в военную службу, если они к ней пригодны, ссылка негодных в Сибирь, запрещение сектантам отлучек из места жительства и другие), а в видах "посмеяния над заблуждениями" и "возбуждения в народе отвращения" к ним повелено было "именовать субботников жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть жиды". В научной литературе их называют субботниками. Это название появилось давно – ещё до революции. Тогда сельские православные священники с удивлением обнаружили, что часть крестьян в церковь не ходит, перед иконами не молится, а из всей Библии предпочитает Ветхий Завет. Да ещё и соблюдает все еврейские обряды – вплоть до обрезания. И, разумеется, праздничным днём у них является суббота, а не воскресенье. Так и появилось название – субботники. С 1861 года некоторые субботники занялись было миссионерством, - агитировали посредством доказательства древности веры, простоты вероучения в сравнении с христианским, преуспеянием в хозяйстве, святостью семейных устоев. Субботники других сел Воронежской губернии (в прошлом однодворческих) были уличены в миссионерстве, оставшемся без последствий. В 1881 году было судебное разбирательство по прельщению в ересь крестьян с Правобережья Дона (их потомки были расстреляны немцами во II-ую мировую войну). Приезжавший по этому делу в губернию сенатор Мордвинов не нашел ничего предосудительного в действиях субботников, ссылаясь в официальной записке по итогам разбирательства на то, что субботники вообще не ведут миссионерской деятельности. Он не смог удержаться от того, чтобы не отдать должное чистоте семейных отношений между субботниками, их трудолюбию. Подобный факт миссионерства отмечен в 1860 г. в Тамбовской губернии саратовскими субботниками.
На протяжении богатого катаклизмами нашего ХХ-го века - ретья эмиграция из пределов Воронежской губернии (области) по конфессиональному признаку: сначала - новоизраильтяне или лубковцы (1909 г. - Уругвай), меннониты (1929-30 гг. - Канада, и слава Богу, что не Германия) и, наконец, субботники-геры (1974-1991 - Израиль). По своей численности все 3 группы примерно одинаковы - от 300 до 700 человек.
Посёлок Высокий Воронежской области, уникальное историческое место России, где проживают этнические русские люди, принявшие иудаизм и назвавшие себя евреями во время последней переписи населения (2002 г.). История посёлка насчитывает только лишь восемьдесят лет. В настоящее время посёлок Высокий имеет, пожалуй, самую многочисленную общину русских иудеев в России, числом более восьмисот человек. Когда в апреле этого года Высокий с рабочим визитом посетил главный посланник КЕРООР в России, странах СНГ и Балтии Вэлвол Чернин он был поражён стойкостью веры местных жителей. По его словам «они больше евреи, чем мы».
Если кто-то читал заметки Футюха о деятельности Бенкендорфа в Тамбовской губернии,то я к этому добавляю- живут иудействующие на территории или рядом с таковой бывших имений Бенкендорфа и его родственников в Воронежской-Тамбовской-Волгоградской областей.