Во второй половине XX века происходит столкновение между двумя гуманизмами – гуманизмом человеческих возможностей и гуманизмом естественности. Недоверие к целенаправленному преобразованию человека сказывается в правовой и политической сферах европейской жизни (либерализация системы образования, риторика политических прав и свобод, запрет на любые формы репрессивности и др.), равно как и в склонности к реабилитации различных проявлений «естества» – легализации нетрадиционных образов жизни. При этом имя гуманизма присваивается, как правило, именно гуманизму естества, в то время как гуманизм восхождения оказывается под подозрением.
Противоречие между тенденциями гуманизма проявилось, конечно, раньше – хотя бы в радикальной проповеди Руссо, противопоставившего естественность цивилизации.
Модерн, в сущности, понял гуманизм паракатолический и не вполне осмыслил гуманизм параправославный. Новый исторический проект основан на своего рода статус-кво человеческого естества и совершенствовании социальной жизни для освобожденного естественного человека. Коммунизм, как альтернатива модерну, ближе к гуманизму восхождения. На мой взгляд, политические практики буржуазного и социалистического обществ, со всеми их издержками, необходимо оценивать с учётом глубинных ценностных различий между этими обществами – не осмысленных ещё вполне гуманизмах, включенных в два великих проекта.