Обсуждение космических программ
8,796,613 39,582
 

  НАлЕ ( Слушатель )
07 фев 2013 21:59:18

Тред №526177

новая дискуссия Дискуссия  354

Цитата: N.A.
А сброс САС не раньше ли происходит?


САС работает на всех этапах выведения:



Двигательная установка САС — не только важнейшая, но и самая тяжелая часть системы спасения. Она «съедает» изрядную часть полезной грузоподъемности — около 10%. В то же время необходимость в ней отпадает после отделения первой ступени и подъема в верхние слои атмосферы, когда спасение могут обеспечить штатные средства отделения корабля от ракеты. В нужный момент ДУ просто «отстреливают» от ракеты-носителя, чтобы не тащить на орбиту лишний груз.
   Но дежурство САС на этом отнюдь не заканчивается. Авария может случиться на любом участке полета, и спасение экипажа необходимо осуществлять вплоть до выхода на орбиту. Если полет приходится прервать, космический корабль отделяется от аварийной ракеты с помощью пиропатронов и толкателей. Могут использоваться и небольшие двигатели экстренного отделения.
   При аварийном спасении на этих этапах полета экипаж может испытать весьма неприятные ощущения, в чем более 30 лет назад смогли убедиться советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров. 5 апреля 1975 года их корабль не смог выйти на орбиту из-за аварии третьей ступени носителя. Не набрав орбитальной скорости, корабль вместе с аварийной ступенью, чиркнув по «порогу космоса», стал вновь возвращаться в атмосферу. Автоматика запустила целую цепочку событий: сначала корабль отделился от ракеты, затем разделился на отсеки, после чего спускаемый аппарат с космонавтами вошел в атмосферу по очень крутой траектории с перегрузкой до 22 единиц. Капсула приземлилась в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва. К счастью, космонавты остались живы, но впечатлений им хватило на всю жизнь.
   При аварии на самых поздних этапах запуска возможно выведение корабля на низкую «аварийную» орбиту, где сопротивление атмосферы позволяет совершить лишь один-два витка вокруг Земли. Но за это время система управления успеет сориентировать корабль и подготовить его к нормальному управляемому спуску и приземлению в заданном районе. Перегрузки при этом остаются в пределах нормы.


http://galspace.spb.ru/orbita/16.htm
Отредактировано: НАлЕ - 07 фев 2013 22:02:01
  • +0.32 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  Luddit ( Слушатель )
10 фев 2013 22:14:38

Не понимаю, почему её просто отстреливают, а не используют как еще одну ступень, если все прошло штатно.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
10 фев 2013 22:35:42

Вес обтекателя.
Выгоднее сбросить обтекатель (вместе с ДУ САС), чем тянуть его до момента окончания работы ступени, чтобы включить эту самую ДУ в целях ее использования. Тем более, что прибавка к суммарному импульсу там копеечная.
  • +0.13 / 5
  • АУ
 
 
  Alex_B ( Слушатель )
12 фев 2013 21:13:24


Причина простая... САС интегрирована с обтекателем и сбрасывается вместе с ним. Так проще и легче конструктивней. Обтекатель надо сбросить тогда, когда он уже не нужен - когда аэродинамика в привычном смысле уже закончилась, а не тащить его еще выше. А прибавка скорости от ДУ САС не оправдает затрат на хитровывернутость конструкции САС, абсолютно отдельной от обтекателя.
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
  Barsuk ( Слушатель )
29 сен 2018 13:07:27
  • +0.18 / 10
  • АУ
 
 
  Luddit ( Слушатель )
29 сен 2018 17:09:17
"В то же время необходимость в ней отпадает после отделения первой ступени и подъема в верхние слои атмосферы, когда спасение могут обеспечить штатные средства отделения корабля от ракеты. В нужный момент ДУ просто «отстреливают» от ракеты-носителя, чтобы не тащить на орбиту лишний груз."

Вот этого кстати не понимаю - почему нельзя по миновании надобности включить ее движки, подразогнать ракету, а уж потом сбросить?
Неужели растягивающее усилие на некоторой части ракеты вместо сжимающего потребует так серьезно укреплять конструкцию, что будет съеден выигрыш в топливе?
Или почему нельзя назначить ей роль тормозного двигателя при возвращении с орбиты?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
29 сен 2018 17:56:34

ИМХО:
1. Сильно усложняется схема полета, а это минус в карму надежность.
2. Добавка к энергетике носителя - мизер, не стоит и возиться.

Для возвращения чего?
Обтекателя?
  • +0.12 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
29 сен 2018 18:04:06

Все усложнение схемы - +1 включение двигателей.
Добавка к энергетике - масса топлива двигателей САС, которая заменит массу топлива 2 ступени.
Кстати, когда САС отделяется штатно - она двигатели включает? Или потом на земле такой подарочек валяется?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
29 сен 2018 18:17:05

Нужно, в первую очередь, откорректировать алгоритмы СУ в целом  и  алгоритмы автомата стабилизации в частности.
Тот ещёё геморрой.

Да Вы что? Сколько там топлива в этой самой ДУ САС? 
Никак не сравнимо с топливом второй ступени. Да и импульс там низкий.
Опять же, надо районы падения менять, а это тоже геморр  не слабый.

Не знаю.
Честно говоря, не знаю даже, отделяется ли обтекатель вместе с  ДУ САС или ДУ отделяется автономно от Го (Головного Обтекателя).
  • +0.09 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
01 окт 2018 15:03:54

Алгоритмы "автомата стабилизации" менять зачем? Динамика стабилизируемого объекта же практически не меняется.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
01 окт 2018 15:35:26

Это как?
Вы добавляете тягу, приложенную "отдельно" от основного двигателя, да ещё и нерегулируемую...
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
02 окт 2018 13:40:21

Тяга никакого отношения к динамике аппарата не имеет – это воздействие. Динамика аппарата – это ответ на воздействие. Она учитывается в алгоритмах управления и стабилизации,  при этом полностью определяется распределением масс (положение центра инерции, моменты инерции). Алгоритмы стабилизации не зависят от внешних воздействий – они оценивают отклонения, вызванные этими воздействиями, и формируют противодействия с учетом динамики аппарата.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
02 окт 2018 14:21:45

Вы ошибаетесь.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
02 окт 2018 23:44:19

Ага. Вместе с сотней авторов по теории упреждающего управления.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
03 окт 2018 06:12:03

А Вы 7не примазывайтесь к ним. Вы, извините, в данном вопросе может какуюкнигу и прочитали, но увидели там "фигу".
Теорию надо ещё уметь приложить к практике (или наоборот).
Вот Ваша цитата:

ЦитатаДинамика аппарата – это ответ на воздействие. Она учитывается в алгоритмах управления и стабилизации,  при этом полностью определяется распределением масс (положение центра инерции, моменты инерции).


Вот по-выделенному-то Вы и ошибаетесь.
Потому как, при работающих совместно (одновременно) маршевой ДУ и  ДУ увода, расход массы, а соответственно и  ее распределение (центровка и моменты инерции) будут отличаться от  той ситуации, когда работает только маршевая ДУ.
Ну а насчет того, что алгоритмы АС  должны все же быть настроены на ожидаемые возмущения я спорить не буду, а то Вы опять сошлетесь на сотню-другую авторов, не понимая  того, чем отличается номинальная траектория от возмущенной и какая, кем и где применяется при разработке РН/МБР (да и других классов ракет тоже).
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
03 окт 2018 08:30:39

Уважаемый, именно распределением масс. Всего семью параметрами – координатами ц.м., полной массой, и тремя главными моментами.  Я просто не стал писать, что все эти семеро явно зависят от времени. Однако, в пределах промежутка времени, охватывающего шаг управления, все они практически постоянные величины. Масса, центровка и моменты в процессе расхода топлива и его перераспределение постоянно рассчитываются алгоритмом управления.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
03 окт 2018 08:41:05

Дык, эти Ваши семь параметров как раз и отличаются в этих  двух случаях. То есть имеем два разных объекта, которыми надо управлять и которые надо стабилизировать.
И время одного шага управления как раз меньше, чем длительность работы ДУ САС.
Я уже не говорю о том, что конструкция и схема сброса САС будет другая, потому как, выработав свое топливо на создание дополнительной тяги, ДУ САС уже не сможет увести саму себя от летящей РН после отделения.
А это тоже другое "распределение масс".
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
03 окт 2018 23:02:17

Все семь величин перерассчитываются для каждого дискретного момента времени, исходя из расходов компонент, геометрии баков и событий разделения. Ничего сложного в этом нет – все это работает на твердотопливных баллистических и прочих ракетах, а также в гражданской авиации (Fly-by-Wire) лет сорок-пятьдесят, а теорию управления такими объектами преподают третьекурсникам. 
  • -0.02 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
04 окт 2018 05:13:20

1. А кто говорит, что это до невозможности сложно?
Но таки, Вы уже согласны с тем, что "пересчет" необходим. Это уже радует, однако.
Но, соответственно, далее требуется вопрос отработки ...
2. Курс ТАУ действительно проходил на 3-м курсе.Подмигивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ