Одна из немногих попыток без эмоций и пропагандистской шелухи сравнить выгоды и недостатки для Украины от ЗСТ с ЕС или вхождения в ТС, цитата:
Так, при вступлении в Таможенный Союз Украина сможет беспошлинно экспортировать туда высокотехнологическую продукцию, а именно производство авиационной, автомобильной промышленности, гражданского судостроения. К примеру, Украина экспортирует в Россию 80% своей авиационной продукции, а импортирует из РФ около 60% деталей для нее. Возможно участие и в аэрокосмических проектах. В то же время, никаких выгод это не дает для черной и цветной металлургии, так как в этой области Украина и Россия являются конкурентами, продавая металл странам Запада и Китаю. В выигрышном положении также оказывается аграрный сектор и пищепром, так как будут сняты барьеры для экспорта в страны ТС спиртных напитков, молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий.
Обратный эффект мы получаем в случае интеграции в Зону свободной торговли. В однозначном выигрыше будет металлургическая отрасль, для которой открываются огромные рынки Евросоюза и, возможно, США. Однако едва ли выдержат конкуренцию высокотехнологические отрасли и пищевая промышленность, кроме, разве что, подсолнечного масла, в производстве которого Украина является мировым лидером, и зерна, где наши позиции также довольно прочны.
Так что в плане выгод для промышленности и сельского хозяйства ситуация выглядит так: ЗСТ – это финансовые выгоды для олигархов при сохранении и углублении сырьевой модели экономики, а ТС – перспектива сохранить и модернизировать устаревающую сферу высоких технологий без высоких сиюминутных финансовых выгод.Немаловажным также является аспект энергетики и энергетической независимости. Здесь ситуация и вовсе проста. Следует признать, что Украина является энергетически зависимым государством, так как импортирует из России порядка 30 млрд. кубометров газа в год при годовой потребности примерно в 50 млрд. кубометров, то есть 60% от необходимых стране объемов. Также Украина импортирует из России низкообогащенный уран для своих атомных электростанций, не имея технологических возможностей производить топливо для АЭС на своей территории.
Итак, вступление Украины в ТС позволит импортировать все вышеперечисленные ресурсы дешевле за счет снижения или полной отмены таможенного сбора, сохраняя при этом энергозависимость. Вступление же в ЗСТ не изменит ситуацию, поскольку у европейских стран нет достаточных для экспорта энергоресурсов, а в отношении стран ТС будут действовать старые контракты. Поэтому вступление в ЗСТ не позволит ни снизить стоимость энергоресурсов, ни обеспечить энергонезависимость.Наконец, последним немаловажным фактором выгодности интеграционного процесса является наличие инвестиций в экономику страны и перспективы их увеличения. По данным за 2012 год, основными странами-инвесторами Украины остаются Кипр – $15,076 млрд., Германия – $7,433 млрд., Нидерланды – $5,041 млрд. и Российская Федерация – $3,706 млрд. Это свидетельствует о том, что в Украину фактически вкладываются инвестиции из теневых ресурсов российских и украинских олигархов, которые, собственно, и держат средства в кипрских оффшорах. Можно предположить, что вступление в Таможенный Союз позволит сделать эти поступления открытыми. Хотя логично, что и ЗСТ с ЕС откроет поле для увеличения европейских инвестиций. Более точно оценить выгоды от увеличения инвестиции в каждом из интеграционных проектов представляется проблематичным ввиду непрозрачности инвестиционного климата в Украине.
Таким образом, любая интеграция является частичным отказом от суверенитета. В случае вступления в ТС или ЗСТ произойдет передача полномочий государственными органами на наднациональный уровень. При этом, возможно, вступление в ЗСТ будет предполагать даже большее ограничение суверенитета ввиду большей развитости надгосударственных структур в ЕС, чем в ТС.
Однако такой отказ от суверенитета компенсируется рядом экономических выгод. Так, от вступления в ТС выигрывают товарооборот, высокотехнологическая промышленность и аграрный сектор, а также появляется возможность снизить цены на импортное топливо. В случае же вступления в ЗСТ преимущества получит тяжелая сырьевая промышленность, в первую очередь, металлургия, а также продажа зерна и подсолнечного масла.
Итак, позитивные стороны есть и в том, и в том интеграционном проекте. Однако стране нужно определиться с вектором интеграции и активизировать сотрудничество. Ведь пока ЗСТ в ЕС функционирует без нас, Таможенный Союз создается и развивается без нас, мы стоим на месте, вертим головой то влево, то вправо и махаем прощальным платочком уходящим «поездам».
Полностью:
http://hvylya.org/an…-zona.html