Украина и украинско-российские отношения
206,628,754 349,102
 

  Грамотей ( Слушатель )
23 фев 2013 07:10:01

Тред №533314

новая дискуссия Дискуссия  46

"Молдавизация" Украины

Для украинской промышленности в целом характерна, во-первых, технологическая отсталость, и, как следствие, высокая себестоимость производства, несмотря на крайне дешёвую рабочую силу (средняя зарплата в стране ниже, чем у городского населения Китая). Так, энергоёмкость украинской промышленности почти в полтора раза выше, чем российской. Во-вторых, как правило, низкая загрузка мощностей, что дополнительно увеличивает себестоимость. В-третьих, архаичная номенклатура выпускаемой продукции - вложения в НИОКР составляют лишь около 0,1% ВВП. Как следствие, украинская индустрия в лучшем случае производит то же, что и в 1980-х. В-четвёртых, очень высокая степень износа основных фондов. В-пятых - крайняя зависимость от экспорта и, как следствие, от конъюнктуры внешних рынков.

Ситуация усугубляется очень высокой степенью износа инфраструктуры. Так, износ производственных фондов железных дорог достигает 80%, износ локомотивов - 92%. У 90% блоков украинских теплоэлектростанций расчётный ресурс был исчерпан ещё пять лет назад. У 72,5% блоков исчерпался и "разрешенный индивидуальный ресурс", после достижения которого их эксплуатация запрещена. Страна столкнётся с дефицитом энергии в ближайшие несколько лет.

Когда-то гигантский украинский машиностроительный комплекс в основном мёртв - за такими локальными исключениями, как тепловозостроение, дающее треть машиностроительного экспорта страны. Оборудование в среднем изношено на 70%, продукция, как правило, неконкурентоспособна ни на внутреннем, ни тем более на внешнем рынке. Как итог - производство падает нарастающими темпами. В 2012-м машиностроение снизило объёмы выпуска на 6%. При этом в особенно жёсткой форме кризис проявился к концу года - в декабре 2012 г. уровень производства упал на 19% по сравнению с декабрём 2011-го.

Картина в наиболее технологичных отраслях выглядит ещё более удручающе. Так, украинский авиапром занят в основном досборкой самолётов, "недостроенных" в советское время. Типичные темпы сборки новых самолётов - одна машина в два года. АНТК им. Антонова убыточен и при этом нуждается примерно в $300 млн инвестиций. Единственный шанс "фирмы" на выживание - заказы российского министерства обороны, однако ценой контракта является перенос части производства в РФ. Украинский авиапром ещё может выжить, но... в очень большой степени в России.

Украинское сельскохозяйственное машиностроение испытало образцовый коллапс - так, выпуск тракторов составляет лишь 3,5% от советского уровня.

Сталелитейная отрасль, дающая наиболее весомую долю украинских экспортных доходов, и поддерживающая 35-40% промышленного производства, пока выглядит намного лучше машиностроения - однако её перспективы представляются сомнительными. Крайняя узость внутреннего рынка, обусловленная коллапсом машиностроения, привела к тому что более 3/4 украинского металла отправляется на экспорт. Между тем, ситуация на внешних рынках безрадостна.

В мире наблюдается значительный избыток металлургических мощностей. По оценке "Эрнст энд Янг", более четверти мировой металлургии является "лишней". Украине, таким образом, предстоит предельно жёсткая и плохо оплачиваемая конкуренция на перенасыщенном рынке

Местная металлургия - откровенный анахронизм. Например, почти половина украинской стали выплавляется в устаревших мартеновских печах (для сравнения, в России - 9,8%) и только 3,8% - в электродуговых печах (в РФ - 26,9%). Архаичная технология, во-первых, убивает преимущество Украины в стоимости рабочей силы - мартены требуют для обслуживания в 2,5 раза больше персонала, чем современные кислородно-конвертерные печи. Во-вторых, резко увеличивает затраты энергии и сырья: так, на Украине на одну тонну стали тратится на 20% больше энергии, чем в Китае и ЕС; на одну тонну чугуна - 520-550 кг кокса против 350-400 кг у конкурентов. В итоге себестоимость украинской стали выше, чем российской, несмотря на кратно меньшие зарплаты рабочих.

Ситуация в химической отрасли на этом фоне выглядит относительно благоприятной. За годы независимости Украина утратила "сложную" химию, превратившись в весьма специализированного поставщика азотных удобрений. Отрасль недоинвестирована, себестоимость производства растёт, и намного выше, чем в России - благодаря чему россияне активно теснят украинцев на их собственном рынке. Тем не менее, высокие цены на азотные удобрения поддерживают украинскую химическую промышленность на плаву.

Сельское хозяйство демонстрирует стандартные украинские проблемы (недоинвестированность и низкий технологический уровень). Однако гигантский рост глобального спроса на продовольствие, по-видимому, сделает из него успешную отрасль - если инфраструктурные проблемы не блокируют его рост.

В целом, при сохранении нынешних тенденций Украине предстоит трансформация в аграрно-сырьевую страну с деградировавшей инфраструктурой - своего рода "молдавизация". При этом очевидно, что растущее сельское хозяйство не сможет поглотить "высвобождающиеся" рабочие руки. Так, для той же Молдавии характерен традиционно высокий уровень безработицы.


Подробности: http://regnum.ru/new…z2Lgis2mPf
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
  • +2.89 / 34
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!