Украина как больной человек: устала ждать, нервничает и срывает капельницу «Это примитивизм деревенской жизни» – хорошая характеристика нынешнего политического кризиса на Украине. Аплодисменты автору, первому президенту независимой Украины, почетному пенсионеру Леониду Кравчуку. С него все начиналось; правил он недолго, а потом все больше иронизировал по поводу событий в украинской политике. Если будет жив-здоров, прокомментирует в том же стиле и закрытие проекта. По крайней мере, такой вариант исключать нельзя.
Что произошло с Украиной и почему она не может выбраться из ловушки? Лишь несколько месяцев назад прошли парламентские выборы, ценой значительного напряжения сил победа досталась Партии регионов, которая сформировала большинство. Но спокойствие в Верховной Раде не наступило. Недовольные блокируют трибуну, партия власти угрожает провести перевыборы, которые оппозиция, в свою очередь, угрожает выиграть. Суть конкретных конфликтов тут не важна, поскольку воевать они могут по любому поводу. Несколько дней назад, например, не было важнее темы «предательства» одного из оппозиционеров Анатолия Гриценко (бывший министр обороны) – он посмел сказать, что не обязательно каждый день ходить в украинской вышиванке.
Институты государственной власти на Украине уже сами по себе превращаются в источник потрясений. Они способен порождать конфликты из ничего и распространять их на все общество. Более того – они уже не могут этого не делать. Если ничего не выйдет из затеи с перевыборами, то появится какой-то другой повод. Из числа свежих предложений – посадить в тюрьму Леонида Кучму. Что угодно, лишь бы создать регулируемую (пока регулируемую) зону нестабильности, снять хоть небольшой политический урожай.
В каждом отдельном действии есть логика, а в общей картине – нет. Украинская политика бессмысленна, у нее нет подлинно политических целей, а реальным препятствием для выборов нон-стоп является лишь финансовая проблема. Мажоритарщики и депутаты, заплатившие по несколько миллионов долларов за место в списках, просто не хотят в ближайшее время нести такие же траты.
Можно ли рассчитывать на то, что Украина сама выйдет из политического кризиса? Теоретически - да. Пока работает хоть какая-то легитимная процедура принятия государственных решений (даже в нынешних цирковых условиях все участники процесса, хоть и с натяжкой, но признают результаты выборов, постановления правительства, президента и т.д.), такой шанс есть. Выход из политического кризиса предполагает, что политические элиты должны самоопределиться по поводу самого важного вопроса, который стоит сегодня перед Украиной – геополитического выбора страны. Готовиться к вступлению в Евразийский союз к моменту его создания в 2015 году (всерьез готовиться) или отправляться в долгое евроинтеграционное путешествие под руководством чиновников из Брюсселя (и всерьез следовать их рекомендациям). Определиться, провести всенародный референдум, а после этого группироваться вокруг победителей, реализующих выбранный курс, и оппозиционеров, этому курсу мешающих. Цель придала бы смысл существования и первым, и вторым.
Но на практике… на практике будет все по-другому. Скорее всего, Украина не сможет оторваться от нынешней политической повестки и продолжит движение по все сужающейся спирали вплоть до жесткой посадки. С одной стороны, даже весьма одряхлевшая страна обладает довольно большим запасом прочности, чтобы еще многие годы имитировать жизнедеятельность – обеспечивать сносное существование народу, заниматься политикой, брать иностранные кредиты, подписывать международные соглашения, то есть делать вид, что государство существует и будто бы даже развивается.
Но вступает в действие человеческий фактор: Украиной руководят живые люди, которые не могут не осознавать направление движения страны - пропасть.
Передел государственной собственности, конечно, оживляет процесс и добавляет энтузиазма участникам, но, заглядывая в завтрашний день, они, похоже, начинают нервничать. Конфликтовать друг с другом, обострять политический конфликт, раскачивать лодку. «Больной человек Европы» не хочет лежать спокойно: он совершает резкие движения, пытается сорвать капельницу и имеет все шансы сократить срок своего пребывания в этом мире. Европейская комиссия немного рискует, назначая Украине в таком состоянии не амбулаторное лечение в изоляции от посетителей, а Зону свободной торговли к концу 2013 года. Кто будет виноват, если больному после этого резко поплохеет? http://www.odnako.org/blogs/show_24165/