Чтобы спасти свою банковскую систему, островное государство готово пойти на любые меры Банковские вклады в кризис не возвращают, иначе кризис усугубится еще больше. Чаще всего их замораживают. Но есть и другие методы. Кипр, например, может ввести «специальный налог солидарности» (special solidarity levy) на процентные доходы по вкладам в местных банках и таким образом собрать 4,5 млрд евро для спасения своего банковского сектора. О такой возможности заявил глава кипрского Центробанка Паникос Деметриадис. Альтернатива – заморозить все депозиты свыше 100 000 евро на срок от 15 до 30 лет.
Экономисты полагают, что в этом случае потери российских владельцев счетов станут неизбежными.
Стоит ли удивляться, что остров, ищущий пути спасения от банковского кризиса, перебирает все варианты и проявляет готовность пожертвовать интересами вкладчиков? Беда только в том, что значительную их часть составляют россияне.
О возможности введения новых правил для депозитов Деметриадис заявил во вчерашнем интервью газете Wall Street Journal. В этом, по его расчетам, есть прямой смысл. Даже одна десятая доля дохода от набегающих процентов по вкладам «станет важным источником дохода для правительства», говорит банкир. Не беда, что около трети всех вкладов на Кипре принадлежат иностранным гражданам: тихую офшорную гавань надо спасать всем миром. Как известно, Кипру нужно примерно 17 млрд евро, из которых большая часть пойдет на рекапитализацию банков.
Долг страны в результате всех кризисных невзгод может вырасти почти до 150% ВВП, поэтому обсуждаются варианты снижения задолженности, включая снижение обязательств перед частным сектором. Только в июне этого года Кипр должен погасить 1,4 млрд евро по своим облигациям и, чтобы не допустить дефолта, все договоренности должны быть достигнуты загодя.
Модель с замораживанием средств назвали Bail-in. Она предусматривает удержание депозитных сумм, превышающих 100 000 евро, и их принудительное хранение на специальных счетах под минимальный процент на срок от 15 до 30 лет. Это суровое экономическое средство, как считают авторы, позволило бы достичь долгосрочной стабилизации кипрских банков и укрепить их капитальную базу.
В любом случае, по мнению опрошенных «Независимой газетой» экспертов, о вытаскивании российских депозитов из кипрских банков можно забыть. «Экстренно вывести российские деньги с Кипра уже не удастся: ситуация с финансами находится под надзором независимых аудиторов, а любые резкие движения в этом направлении вызовут резонные вопросы», – говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова. – Пока еще четкая модель Bail-in не определена, но если в расчет будет взят тот сценарий, который предполагает замораживание вкладов от 100 000 евро, российские вкладчики забеспокоятся, а такая принудительная заморозка попросту способна спровоцировать новую волну распродаж на рынке в бегстве от рисков осложнений».
Она считает, что в такой ситуации сценарий, который предлагает Минфин Кипра, выглядит куда более прозрачным: введение нового налога на проценты по вкладам не станет препятствием для вывода средств, не осложнит отношения с кредиторами и владельцами депозитов и вряд ли серьезно раскачает рынки капитала. Этот вариант получения средств в казну выглядит менее болезненным на текущий момент.
Как бы то ни было, а российским гражданам, держащим деньги в кипрских банках, потерь не избежать. «На наш взгляд, вариант с «налогом солидарности» выглядит более здравым. Однако какая бы схема принята ни была, она приведет к потерям для российских граждан», – говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки компании «Солид» Михаил Королюк.
Долгосрочное изъятие денег не нравится никому. «Вероятность заморозки средств всегда отпугивает вкладчиков: инвестор должен ощущать себя хозяином денег. Уже само по себе обсуждение такого варианта развития событий – довольно опрометчивый шаг. Он может послужить катализатором процесса вывода средств со счетов кипрских банков, что будет серьезнейшим ударом для банковской системы, и без того переживающей глубокий системный кризис», – предупреждает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернэшнл» Петр Клюев и подчеркивает, что модель Bail-in предусматривает фактически замораживание денег вкладчиков на долгосрочный период. При этом неясно, какие гарантии возврата денег вкладчикам будут предоставлены, будут ли выплачиваться дивиденды и в каком объеме.
Но если введут «специальный налог солидарности», ощутимого урона не произойдет ни для банковской системы, ни для вкладчиков: условия по депозитам в кипрских банках останутся весьма привлекательными, полагает Клюев. «Неожиданным такой шаг не назовешь, поскольку банки вправе снижать доходность по вкладам в одностороннем порядке, – говорит он. – Учитывая, что деньги будут направлены на повышение финансовой устойчивости банковской системы страны, а снижение доходности сократится лишь на 10% от текущей, подобный подход может даже положительно сказаться на лояльности клиентов».
Вероятно, вкладчики кипрских банков не гонятся за доходностью. Для них важнее просто сохранить деньги, а не приумножить их. Особых сложностей с выводом денег возникнуть не должно, полагает Клюев. «Законодательных ограничений на вывод средств в настоящий момент не имеется, вывести их можно в любой момент. Переводиться деньги, скорее всего, будут в Швейцарию и Люксембург. Рассчитывать на их возвращение в Россию вряд ли стоит».
В то же время замораживание денег, взятое отдельно, не гарантирует Кипру спасения от дефолта, поскольку для выравнивания экономики необходимы выверенная финансовая политика и высококвалифицированные управленцы, говорят экономисты. И даже не столько кадры, сколько деньги – кредиты от Евросоюза и России. А их пока нет. Остается уповать лишь на удержанные средства, которых явно недостаточно.
Читать полностью:
http://www.km.ru/eco…m-ikh-deng i
Мда, попадалово с Кипром, а у каклов вообще вся страна юридически выведена на Кипр.
Отэта веселуха