Цитата: medved_shalun от 23.10.2008 11:13:01
Ну, пока из всех систем воздушного старта в эксплуатации только "Пегас". Все остальные существуют на бумаге.
Идея "воздушного старта", была очень популярна в конце 90-х годов. Тогда многие крупные космические фирмы разрабатывали такие проекты.
Возможные достоинства1) Старт ракеты с любой широты. Построить взлетную полосу или доработать уже имеющуюся гораздо проще и дешевле, чем строить пусковую площадку для ракеты. И тратить топливо на изменение наклонения орбиты уже не нужно.
2) Ракета стартует уже с какой-то высоты. Следовательно, самый трудный участок (в плотных нижних слоях атмосферы) будет короче.
3) Ракета уже на старте имеет скорость.
4) Многоразовость системы. Частичная, если используются одноразовые ракеты, или полная, если на самолет ставится не ракета, а космический челнок типа "Шаттла".
5) Под такую систему проще отводить поля падения (что является достаточно дорогой операцией), так как можно стартовать с взлетной полосы расположенной рядом с морем, и сбрасывать отделяющиеся части (обтекатель,первую ступень ракеты) в море
6) Легко решается вопрос с безопасностью трассы выведения, так как самолет, в отличие от ракеты, может облететь населенный или промышленный район.
Реальные недостакиОднако, проведя более глубокий анализ такой системы, можно убедиться, что грузоподъемность ее достаточно мала. Это, а также ряд других недостатков, приводит к тому, что экономически такая система становится невыгодной.
1) Малая скорость и высота отделения ракетной ступени. У ракет отделение первой ступени происходит на высотах более 40 км и на скорости 2-3 км/с, а самолет поднимает на высоту порядка 10-12 км и сообщает скорость около 200 м/с. Получается, что по сути дела самолет заменяет собой не первую ступень (как обычно пишут в рекламных буклетах на подобные системы), а где-то 1/4 (а то и 1/5) от первой ступени.
2) Проблемы безопасности экипажа самолета - носителя при отделении ракеты и запуске РД.
3) Отсутствие технологии выхода из нештатной ситуации при несостоявшемся пуске.
4) Ограничения по выводимой массе полезной нагрузки. Получается, что такая система будет конкурировать с РН легкого класса, которых из-за конверсии сейчас гораздо больше, чем заказов.
5) Отсутствие потребности вывода аппаратов малой массы на экваториальные орбиты, что сводит на нет одно из основных достоинств системы - всеширотность запуска. Ведь все подобные аппараты имеют наклонение от 60 градусов и больше, так как в противном случае зона обслуживания была бы очень маленькой.
Еще нужно заметить вот что. Когда среди достоинств системы называется отсутствие стартового комплекса, это не совсем так. Для такой системы отсутствует необходимость в стартовой площадке, но остальные части стартового комплекса, такие как цех предстартовой подготовки, где производится установка КА на ракету и последняя проверка и прозвонка всех систем как КА так и РН, комплекс заправки РН и другие.
p.s. Экономического выигрыша от воздушного старта нет, подробно здесь.
http://www.smal-thru…start.html