Про образование: ВПК: Кадровый голод в ОПК В мае 2013 года Комитет Государственной думы по образованию провел «круглый стол» на тему «Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути решения». Публикуем выдержки из прозвучавших на нем выступлений.
Наша «оборонка» продолжает испытывать острейшую нужду в профессионалах. Необходимо распутать целый клубок проблем – управленческих, материальных, моральных, интеллектуальных с тем, чтобы вновь обрести способность готовить достаточное число профессионалов. Большой провал
Система оборонно-промышленного комплекса сегодня испытывает серьезный кадровый голод. Средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности – 55–57 лет. Из них доля специалистов в возрасте свыше 60 лет превышает 30 процентов. Большой провал в возрасте от 35 до 45 лет.
Дефицит инженеров-технологов в отрасли – порядка 17 процентов, инженеров-конструкторов – 22 процента, рабочих различных специальностей – 40 процентов, почти половина. Молодежь не стремится идти на работу в систему ОПК. Во многих вузах кафедры оборонной направленности из-за их непривлекательности для студентов, абитуриентов, из-за отсутствия коммерческих учащихся часто считаются нахлебниками, которые потребляют только средства из институтских бюджетов, и поэтому остаются без поддержки руководителей вузов, имеют малые фонды по заработной плате, поощрениям, средствам на развитие.
В последние годы предпринимаются усилия по созданию нормативной правовой базы, которая должна быть применена в целях совершенствования подготовки кадров для ОПК. Это и закон «Об образовании в Российской Федерации», и Указ президента России от 14 октября прошлого года о повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, и проект программы, подготовленный Министерством образования и науки, относительно подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса.
Но даже если эта программа будет реализована, она не сможет восполнить колоссальный кадровый дефицит, удовлетворив нужды ОПК в специалистах с высшим образованием менее чем на 30 процентов, а со средним профессиональным образованием – только на семь процентов.
Груз проблем кажется непомерным, но тем более важно, что мы взялись за их решение. Дорогу всегда осилит идущий. Я уверен, что у российского оборонно-промышленного комплекса есть большое будущее, так как интеллектуальный потенциал нашей страны продолжает существовать. Давайте вместе думать, как нам и дальше продвигать дело укрепления обороноспособности нашей страны и усиления интеллектуального потенциала нации. Вячеслав Никонов, председатель Комитета Госдумы по образованию .... .... .... Уровень падает все время
Наш вуз как возник для подготовки кадров для оборонной промышленности, так и продолжает работать в этом направлении. В этом году мы получили на сто бюджетных мест больше, чем в прошлом. В 2013-м мы должны набрать по заказам оборонных предприятий 572 человека. Наберем. Вместе с предприятиями мы работаем со школами, проводим экскурсии, привозим сельских школьников. Но с каждым годом число абитуриентов, сдающих физику в Омском регионе, стабильно, медленно и верно уменьшается, притом что общее число выпускников растет. И это общая картина по стране. У нас еще лучше – 30 с лишним процентов сдают физику, в среднем по стране – 25.
Та же ситуация с химией, со всеми естественными науками и информатикой. Уровень падает все время.
Средние баллы ЕГЭ по дисциплинам соответствующие. Физика – 48,8 балла в среднем по региону в 2012 году. Как мы можем получить у поступившего к нам больше 60 баллов, весь семестр обучая школьному курсу математики и физики вместо того, чему надо учить?
Конечно, хотелось бы сделать вуз более привлекательным. Но пока у нас не будет подготовленного абитуриента, не будет выбора, мы ничего не сделаем. Александр Мышлявцев, проректор по учебной работе Омского государственного технического университета
Хореографы и взрыватели
С переходом на Болонскую систему – многоуровневое высшее образование – определенная часть профессиональных профилей была переведена с пятилетнего срока обучения на четырехлетний. При этом для специальности «Система управления и навигация», например, в соответствии со стандартами продолжительность изучения дисциплин профессионального цикла сократилась на 23 процента, длительность производственной практики – на 38, а по дипломному проекту – на 62 процента. На два года последующего обучения в магистратуре решаются только единицы бакалавров. Подавляющая часть, недобрав ни знаний, ни практических навыков, уйдет в производство с дипломом о высшем образовании. Мы предлагаем пересмотреть перечень технических и естественно-научных направлений подготовки высшего образования с целью увеличения доли специалитета. Очень важно увеличить квоту на подготовку специалистов.
По ряду оборонных направлений подготовки, в частности по специальности «Боеприпасы и взрыватели», норматив затрат на обучение специалиста составляет 66 тысяч рублей. Это в два раза меньше, чем по профессиям не только авиационного или космического направления, но и по таким специальностям, как «Актерское искусство» или «Хореографическое исполнение». Такое соотношение по меньшей мере некорректно.
В существующих нормативах при этом не всегда учтена специфика в соотношении численности преподавателей и студентов. Применительно к специальности «Боеприпасы и взрыватели» существуют особенности, связанные с использованием сложного оборудования, которое требует работы с ограниченным числом студентов, вплоть до индивидуального обучения. В таких случаях необходимо внести изменения в необоснованно заниженные нормативы затрат на обучение и нормативы соотношения численности профессорско-преподавательского состава и студентов, а также вспомогательного персонала.
В настоящее время далеко не в полном объеме используется потенциал вузовской науки. Интегрированные структуры вузов и предприятий имеют большие возможности в восстановлении системы научного обеспечения производства. Особую важность представляет опять же поддержание достойного и высокого объема государственных затрат на проведение НИР и НИОКР, в том числе с участием студентов. Сергей Осипов, советник ректора Южно-Уральского государственного университета
Все начинается в школе
Мы обязаны гибко и быстро реагировать на вызовы современного мира, работая в обеспечение одногодичной и двухгодичной систем реагирования на любые вызовы в современном мире. У нас в Российском федеральном ядерном центре 33 процента молодых специалистов – это люди моложе 35 лет. Среди математиков – 45 процентов, то есть каждый второй математик – молодой человек. Такая ситуация – следствие системной подготовки работы со школьниками, студентами, молодыми специалистами в социальной политике центра.
Базовым институтом для подготовки в Российском федеральном ядерном центре является площадка СарФТИ, НИЯУ МИФИ. КПД СарФТИ – 96 процентов. То есть 96 процентов профессионально и социально ориентированных выпускников поступают в ядерный центр. Почему? Потому что они уже знакомы с социальными программами. Притом что у нас проблемы работы с радиоактивными веществами.
Мы как предприятие имеем право списывать затраты на переподготовку специалистов. Но на их подготовку юридически мы тратим деньги из прибыли, а сидим на гособоронзаказе. Министерство обороны в упор не желает видеть эту проблему.
Существенный вопрос: куда девать бакалавров? В ядерном центре не нужны люди с таким уровнем профессиональной подготовки. Они опасны. Я не могу допустить на радиационное опасное производство людей с бакалавриатской подготовкой.
СарФТИ, НИЯУ МИФИ фактически являются филиалом московской площадки. Мы этим пользуемся, перетаскиваем людей из СарФТИ в МИФИ, в магистратуру. Из СарФТИ я лучших студентов отправляю в свой родной университет и так далее, но эффективность целевой подготовки на примере ядерного центра, честно сказать, нулевая. К нам не возвращаются люди с целевой подготовкой. И предлагаемые меры по возмещению затрат действовать не будут. Они мизерные. Необходимо в принципе менять систему целевой подготовки.
И, наконец, о школе. Начинается все не с ЕГЭ по физике или математике, а со школьных программ, когда подготовку по физике и математике сократили в два раза. Александр Чернышев, декан физико-технического факультета Саровского физико-технического института (филиал МИФИ)