Ядерные миры Герберта Уэллса и «Новый Британский социализм». Фабианское общество, его происхождение, идеи, развитие и роль в современном мире.«Миром по праву владеют большие и сильные страны, а маленьким лучше не вылезать из своих границ, иначе их просто раздавят» Б. Шоу. Б. Шоу впервые познакомился с Уэллсом 5 января 1895 г. в театре «Сент-Джеймс» после премьеры спектакля Генри Джеймса «Гай Домвилль», и после публикации романа «Машина времени» представил Уэллса супругам Вебб.
Личности эти весьма примечательные, их общественно- политическая деятельность, такая как роль в создании Фабианского Общества и Лондонской школы экономики и политических наук, подготовка кадров в этих структурах определяло (в плане либеральной части политики) политику Британии в течении почти всего 20 века, ну а идеи Уэллса, являющегося их последователем в плане радикализации этой политики – определяют во многом ее и сейчас. Первым директором ЛШЭ был Уильям Хьюинс, а с 1903 по 1908 годы её возглавил профессор
сэр Гэлфорд Маккиндер(1867-1947) - один из британских отцов основателей геополитики. Поэтому представлю их читателям.
Вебб, Сидней Джеймс Его будущая жена
Беатрис Поттер так охарактеризовала его: «Сидней Вебб, социалист….. Замечательный маленький человечек с огромной головой на очень маленьком теле, ширины лба вполне достаточно, чтобы объяснить характер его энциклопедических его знаний, еврейский нос, выпуклые глаза и рот, черные волосы, очки и самое буржуазное черное пальто со следами износа.» Короче- еврей британского происхождения. Сидней Уэбб был министром торговли в первом лейбористском правительстве (1924 г.), министром колоний и доминионов во втором лейбористском правительстве (1929-1931г.). В 1929 г. он стал лордом Пассфильдом
Беатрис Поттер, родилась 2 января 1858 года, в графстве Глостершир . Она была одной из трёх дочерей Ричарда Поттера - богатого железнодорожного магната, серьёзно увлекавшегося оккультизмом и магией. Считается, что именно с ним связано появление «из ниоткуда» оккультного романа для детей и юношества
«Гарри Поттер». Её сестра Тереза вышла замуж за сэра Альфреда Криппса из лейбористского правительства Рамзея Макдональда, а третья сестра, Джорджина, - за банкира Дэниела Мейнерзагена, из рода давнишних партнёров «Ост-Индской компании». В 1882 году Беатрис влюбилась в одного из ведущих политиков Великобритании,
Джозефа Чемберлена – одного из самых успешных и влиятельных политиков викторианской Англии, возглавшего радикальное крыло правящей либеральной партии, отца Невила Чемберлена. Отношения закончились в 1886 году, но уровень изначальных политических связей определился именно в то время. Так что брак супругов Веббов был ничем иным как мезальянсом талантливого еврея и «девушки с испорченной моралью» (как считалось еще в позднем Викторианском обществе), но обладающей большими политическими связями.
Как писал профессор Лондонского университета Фридрих Август фон Хайек: «Оба Уэбба, как и их друг Бернард Шоу, стояли особняком от (основной массы фабианцев). Они были настроены вызывающе империалистически. Независимость малых народов может что-то означать для индивидуалиста-либерала, но для таких коллективистов, как они, она не значила ровным счётом ничего». Именно благодаря супругам Вебб в начале 1900-х Фабианское Общество выступает с идеями научной планировки общества (евгеники) и поддержанием путем стерилизации расово неприспособленной части населения. Опыты в этом плане вполне себе производились в Австралии, что вызвало достаточно сильную критику фабианских идей. «Остров доктора Моро» Уэллса имеет прямое отношение к этим событиям. Суть его- отнюдь не в попытке показать гибридизацию неких организмов и превращение их в человекоподобных, а по-сути в прямой расистской теории и попыткой доказать невозможность получения представителей «полноценной расы» из меж- этнических связей. А конкретизируя- аборигенов Австралии и белых переселенцев. Тема очень широко муссировалась в Британском Парламенте в начале 20 века. Это отражается и в происхождении «Закона о метисах», и его последующей реализации в Австралии. В результате его действия дети насильственно отбирались из семей родителей разного расового происхождения, так как считалось, что британский колониальный режим может "защитить" детей от их родителей- аборигенов. (Примерно в таком плане нужно рассматривать и остальные художественные произведения Уэллса. В каждом из них имеется политическая подоплека, и не всегда такая, какая видна на первый взгляд. Разглядеть подоплеку весьма просто- если знать настроение британского общества и политические дебаты в конкретном времени).
Уэббы написали книгу
«Четыре столпа социалистического дома»( «The Four Pillars of the House of Socialism») в котором изложили чёткую программу насаждения будущего международного социализма при власти Единого мирового правительства. Для этого требовалось разрушить «систему производства товаров и услуг, основанную на конкуренции, и ввести неограниченное налогообложение, создать огромное государство всеобщего благосостояния, без права частной собственности, и Единое мировое правительство». То есть превратить общество в управляемое миской похлебки стадо.Но в целом стратегия Общества была раскрыта именно Уэллсом, в частности : 1. Фабианское Общество признает основной принцип Марксизма: уничтожение частной собственности, в данном случае, права на владение землей. Следовательно, оно действует заодно с не-насильственной ветвью Марксизма, принимая не-насильственный путь терпеливого постепенного осуществления социальных преобразований к тотальному правительству. 2. Власть будет предоставлена, главным образом, небольшой группе Англичан, основавших Фабианский Социализм, чтобы обеспечить развивающейся концепции Социализма систему идей для превращения революционного Социализма в Административный Социализм. 3. Социализм перестанет быть открытой революцией и превратится в заговор.
«Мы знаем, что никто не захватывает власть с намерением ее сдать. Власть — не средство; это — цель. Диктатуру не устанавливают, чтобы охранять революцию; революцию совершают, чтобы установить диктатуру.» писал позже член Фабианского общества
Оруэлл. Впрочем – ненасильственные метода преобразований мира касались только и исключительно основной части Британской Империи. В 1905 г. Фабианское Общество приняло у себя сторонников насильственного метода прихода марксистов к власти – а именно русских большевиков с целью координации действий в период Русской революции. Для членов Фабианского Общества основная цель этой встречи состояла в том, чтобы ссудить Большевикам деньги на революцию 1905 г., а также помочь в обеспечении революционеров оружием. На этой встрече присутствовал тогда еще очень молодой еще один член Фабианского Общества-
Джон Мейнард Кейнс ….Кейнс внес в политическую теорию важный вклад, связанный с уроками, которые либерализм и традиционный капитализм пытались извлечь из экономических кризисов, отказавшись от методов Фабианцев раннего периода (Но отнюдь не членства в Фабианском Обществе!). Учение Кейнса знаменует собой переход от частного капитализма и радикального (laissez faire) либерализма к государственно регулируемому капитализму, то есть к капитализму с социально-демократическими чертами, который отстаивает социальная демократия. Но это произошло много позже....
И вот именно по рекомендации супругов Уэллс в 1903 году был принят в члены Фабианского общества. Однако- примерно лет через 6-5 он поссорился с основателями общества, выдвигая собственную идею переустройства мира путем просвещения масс народа «интеллектуальным меньшинством» и выступая против традиционного брака – за идеал свободной любви. Однако эти идеи не нашли последователей в Англии, попытки Уэллса быть избранным в парламент на этой волне провалились. Не мудрено- Британия в те годы оставалась еще «страной строгих правил». Но – вполне пригодилось через 100 лет. Ибо приняты были интересантами Фабианского процесса на вооружение.
Продолжение следует.