Патоличев Николай Семёнович Министр иностранных дел России Сергей Лавров, так отозвался о Патоличеве: «Сегодня, когда российская экономика решительно переходит на инновационный путь развития, опыт деятельности Николая Семеновича имеет особое значение для России».
1947 - 27 февраля. Украина. ЦК КПУ. Секретарь по по сельскому хозяйству и заготовкам
1947 - 03 марта. Украина. ЦК КПУ. Политбюро и Оргбюро. Член
1947 - 04 мая. ЦК ВКП(б). Секретарь
1947 - 01 августа. Ростов-на-Дону. Обкома КПСС. Первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии
1950 - 03 июня. Минск. ЦК КП Белоруссии. Первый секретарь и член Бюро
1952 - 16 октября. Кандидат в члены Президиума ЦК КПСС
1953 - 05 марта. Смерть Сталина
1956 - МИД. Первый заместитель министра Шепилова, а затем Громыко
1958 - 26 августа. Министр внешней торговли СССР
Среди государственных деятелей советской эпохи есть имена, которые не должны быть преданы забвению независимо от перемен в социально-экономической и политической жизни государства. Это - непременное условие сохранения связи времен, преемственности поколений, воспитания высоконравственного отношения к прошлому страны, ее истории, в т.ч. новейшей. Н.С. Патоличев занимает достойное место среди выдающихся представителей Советского Союза 30-80-х гг. Основные данные его биографии можно прочитать во многих справочниках того времени:
Дважды Герой Социалистического Труда,
Кавалер двенадцати орденов Ленина. Умер в Москве в 1989 г.*мы понимаем, что так просто в СССР людей не награждали высшей наградой!
Таковы основные итоговые данные, характеризующие трудовой и жизненный путь этого человека. Однако внешние показатели деятельности человека, несмотря на всю их весомость, не раскрывают сути, значения и его роли в жизни общества в конкретных исторических условиях. И это было везде, где работал Н.С. Патоличев в конце 30-х годов, во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Он всю войну возглавлял партийную организацию Челябинской области. В это время, наряду с запланированным развитием производительных сил страны, осуществлялось в гигантских масштабах в невероятно сжатые сроки размещение эвакуированных с запада предприятий во всем своем многообразии, сложности и трагичности. 700 промышленных предприятий-это более половины из числа эвакуированных в восточные районы страны - принял Урал. Достаточно упомянуть, что каждый третий снаряд и броня каждого второго танка были сделаны из магнитогорской стали.
В послевоенные годы Н.С. Патоличев отдавал все свои силы и организаторский талант восстановлению разрушенного войной народного хозяйства страны.
В Ростовской области после изгнания оккупантов разрушены и затоплены все угольные шахты бассейна, в развалинах лежали заводы и жилые кварталы Ростова-на-Дону и других городов.
Восстановление угольной промышленности велось наиболее интенсивно, значительно опережая другие отрасли. И вот результат: уже в 1948 г. добыча угля в области в 1,5 раза превысила довоенный уровень.
В том же году завершено восстановление гиганта сельскохозяйственного машиностроения Ростсельмаш и начато массовое производство комбайнов и других сельхозмашин.
* можно оценить масштабность личности и как экономического гения
С 1958 г. в течение 27 лет Н.С. Патоличев бессменно руководил внешней торговлей государства Экономика
Ав августе 1958 года Н.С. Хрущев вызвал Николая Семеновича к себе, буквально ошарашил его, заявив: «Иди на внешнюю торговлю», Патоличев, как он позже нередко вспоминал, возразил, что понятия не имеет о внешней торговле. Тогда Хрущев с нажимом уточнил, что предлагает ему стать не кем-нибудь, а министром. На что, обладая здоровым чувством юмора, Николай Семенович ответил: «Ну, если министром, то это другое дело!»
В этот период внешнеэкономические связи осложнялись как неблагоприятной международной обстановкой в условиях «холодной войны», так и отсутствием в то время у СССР необходимой инфраструктуры для расширения товарооборота с зарубежными странами.
Одной из первейших задач новый руководитель министерства считал скорейшее преодоление зависимости СССР от иностранных судоходных компаний, реально существовавших ограничений на фрахт судов и создание собственного торгового флота нужных масштабов. С этой целью Патоличев объехал крупнейшие судоверфи мира, привлек к работе десятки судостроительных предприятий разных стран. В результате Советский Союз получил мощный морской и речной флот, и проблема зависимости от иностранных перевозчиков была в основном снята.
Сегодня понятно, что нынешнее энергетическое наступление России на мировые рынки было бы невозможно без прочного базиса для торговли энергоресурсами, заложенного в свое время Патоличевым. Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина, отдавая должное серьезным заслугам
Н.С. Патоличева перед Отечеством, которые должна знать и ценить новая Россия, дала Николая Семеновичу точную развернутую характеристику: «Свое место среди лидеров мирового рынка энергоресурсов Россия не в последнюю очередь занимает благодаря стараниям союзного Внешторга и лично министра Н.С. Патоличева. Заключенные при его непосредственном участии торговые соглашения и межгосударственные контракты продолжают служить прочной основой для перспективного, равноправного, разнообразного и взаимовыгодного сотрудничества. Они прошли проверку не только временем, но и сменой политического строя. Задачи диверсификации экспорта и промышленно-технической кооперации находят свое отражение в планах долгосрочного развития России».
Начиная с 19б0-х годов на протяжении четверти века сформировалась постоянно растущая зависимость страны по продовольственным товарам. Так, по сравнению с I960 годом в 1985 году импорт зерновых вырос в 220 раз (1985 год 44,2 миллиона тонн), масла животного - в 69 раз (276 тысяч тонн), масла растительного - в 13,7 раза (857 тысяч тонн), мяса и мясопродуктов - в 13 раз (857 тысяч тонн), сахара-сырца - в три раза (4,3 миллиона тонн). В этих условиях к 1980 году экспорт основных валютоемких товаров уже не мог обеспечить постоянно растущие импортные поставки продовольствия без ущерба для развития экономики страны.
Именно для решения этой задачи Патоличев предложил использовать поставки природного газа, которые в бытность его министром увеличились в 344 раза. Николай Семенович видел в расширении экспорта газа реальную возможность закрыть продовольственную проблему, а валютные ресурсы от традиционного экспорта сохранить для развития производительных сил страны на основе внедрения передовых зарубежных достижений. «Мы строим хлебный газопровод», - образно говорил в те годы министр. Но для реализации этих планов необходимо было преодолеть немало трудностей.
В 1962-м, вскоре после Карибского кризиса, Запад ввел эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра для строительства нефте- и газопроводов. Канцлер ФРГ Аденауэр призвал сталелитейные компании страны аннулировать заключенные с Советским Союзом соглашения на поставку 130 тысяч тонн стальных труб. В столь недружественной обстановке Внешторгу пришлось проявить изобретательность, и результат был достигнут: некоторые европейские страны, например, Великобритания и Италия, отказались поддержать эти санкции.
Параллельно с импортом в стране наладили собственное производство труб большого диаметра. Состоялись сделки по «голубому топливу» с западными странами. Партнерами выступили немецкий концерн «Рургаз» и итальянская «Эни». А в феврале 1970-го Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев подписали беспрецедентный контракт «Газ - трубы» на поставки природного газа в Западную Германию - около трех миллиардов кубометров в год на 20 лет. В 1971 году аналогичный 20-летний контракт был подписан с Финляндией. Это стало началом настоящего прорыва российского природного газа на Запад. Последовала цепная реакция подписания газовых контрактов с другими странами. За всеми этими сделками века стояли два министра-единомышленника - Николай Семенович Патоличев и Алексей Кириллович Кортунов (министр газовой промышленности).
Именно при Патоличеве на постоянную основу была поставлена работа по повышению конкурентоспособности отечественной техники, сопоставительному анализу тенденций развития отраслей экономики Запада, выбору изделий и технологий, в наибольшей мере отвечающих потребностям советской промышленности. Получили реальное развитие новые формы внешнеэкономических связей: компенсационные соглашения, торговля лицензиями, международная производственная кооперация (в том числе на сбалансированной основе), лизинг и др. Потребовались и новые квалифицированные сотрудники. В этих целях по инициативе министра в систему Минвнешторга были привлечены ведущие специалисты из промышленности. Так, в рамках программы развития химической промышленности 50 представителей отрасли были направлены во Всесоюзную академию внешней торговли, освоили основы организации и техники внешней торговли, овладели иностранными языками. Впоследствии они профессионально участвовали в закупке, монтаже и вводе в эксплуатацию современного импортного оборудования.
С I960 по 1986 год в стране ввели в эксплуатацию 5,5 тысячи заводов и установок на базе импортного комплектного оборудования, в том числе такие важные объекты, как Оскольский электрометаллургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат, Жлобинский металлургический завод в Белоруссии, Костомукшский и Норильский горно-обогатительные комбинаты, Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, Западно-Сибирский комплекс по переработке попутного нефтяного газа, Астраханский газоконденсатный комплекс, Томский нефтехимический и Саянский алюминиевый комплексы, семь шинных заводов. Всего не перечесть. При этом каждому контракту предшествовали тяжелые коммерческие переговоры, «уторговывание» цены на многие миллионы долларов и связанное с этим недовольство отраслевых министерств, а иногда и руководства страны так называемой затяжкой сроков.
В 1970-1980-х годах, помимо углеводородов, заметно возросли физические объемы продаж ряда черных и цветных металлов, минеральных удобрений, целлюлозно-бумажной продукции, изделий машиностроительного комплекса. В начале 1970-х за рубежом работало более одного миллиона отечественных грузовых и легковых машин, 250 тысяч тракторов, 50 тысяч металлорежущих станков, две тысячи самолетов. И сегодняшний экспорт химической продукции, изделий металлургии и машиностроения, не говоря уже об энергоносителях, в значительной степени базируется на заделе, созданном во время работы Патоличева.
Росту объемов экспортно-импортных операций во многом способствовала созданная под руководством Патоличева мощная организационная инфраструктура обеспечения внешнеэкономической деятельности. Так, к середине 1980-х годов действовало 50 внешнеторговых объединений. Это позволило более эффективно реагировать на запросы отраслей и одновременно развивать их экспортные возможности. Всесоюзная торговая палата была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР, в ее структуре появились торгово-промышленные палаты союзных республик, отделения в регионах РСФСР, представительства за рубежом. Была создана специализированная выставочная организация для проведения международных и иностранных выставок в СССР и национальных экспозиций за рубежом - «Экспоцентр». При самом активном участии Николая Семеновича были построены Центр международной торговли и первые павильоны «Экспоцентра» на Красной Пресне, успешно функционировали объединения «Союзпатент» и «Союзэкспертиза».
Итоги:
За период деятельности Патоличева на посту министра внешнеторговый оборот СССР увеличился с 8 до 142,5 миллиарда инвалютных рублей, то есть более чем в 17 раз - это был максимальный за всю историю Советского Союза результат. Не менее важен авторитет надежного добросовестного партнера, который заслужила наша страна за эти годы в мировой торговле. ps А вот кто работал в его команде это действительно тайна!