ЦитатаТаким образом, двухуровневая система позволит сэкономить бюджетные деньги и студенческое время.
А для чего нам, извините, экономить на этом за счет качества образования? Бакалавриат выпускает
инженера-недоучку, который не прослушал большую часть спецкурсов и соответственно, специализацией не владеет. Ему приходится на предприятиии обучаться специфике работы. Во время работы! Именно по этой причине предприятия не хотят и не захотят брать бакалавров. Их еще учить надо за счет предприятия!
Я считаю, что правильно - это поступать с точностью до наоборот. Давать максимум специальных знаний на спецкурсах 5-го курса, с привлечением специалистов из академических вузов (для научных специальностей) и из промышленности - для более прикладных специальностей. Одновременно увеличить количество спецкурсов по выбору. Слушая спецкурсы, студенты одновременно знакомятся и со спецификой работы, и заводят личные контакты с предподавателями, что им поможет при поиске работы. Предприятиям это стоит количество часов, которые их сотрудник потратит на преподавание, хотя и это зависит от условий контракта; студентам они зарплату не платят. Более того, штатные предподаватели, ведущие курсы, есть во всех крупных организациях.
А бакалавриат упразднить к черту. Не было его в советское время, и выпускники были как инженеры куда качественнее подготовлены. Во всяком случае, могли прийти и сразу взяться за расчеты.
Насчет автоматизации. Современные системы автоматизации сделаны таким образом, что полностью осваиваются и обслуживаются инженерно-техническим персоналом предприятия, при условии прохождения обучения у разработчика. Если контракт заключается на поставку "под ключ" (а таковых контрактов большинство), то все работы по разработке и установке выполняются поставщиком. А соответственно, как вузы, так и академические учреждения от процесса полностью оттеснены. Особенно, если это система иностранной разработки (а большинство систем автоматизации на крупные предприятия сейчас поставляют Сименс, Йокогава, Ханивелл, Эмерсон и прочие гиганты, у которых вся разработка сосредоточена в США или Европе, а в России только инженерные центры по выполнению проектов и офисы продаж).
Да и вообще большая часть модернизации в химии и нефтепереработке сейчас проходит мимо прикладной науки: то же оборудование, клапаны, датчики в основном закупаются у иностранных производителей по их проектам, и ими же ставится на предприятие. Поэтому я боюсь, что без какого-то фундаментального вмешательства в области автоматизации и промышленной модернизации прикладные академические учреждения будут деградировать и далее.