Таким образом завершу. Рассуждения об абстрактном труде нам понадобились для того, что бы сделалось понятным. Эволюция труда рабочих в фактически абстрактный труд подготавливает почву для ликвидации такого труда (в форме совместного труда) вообще. Такой труд рабочих может быть исключен роботизацией и автоматизацией производства. Как следствие общественное производно перестает базироваться на абстрактном труде и в нем начинает доминировать всеобщий труд в своей прямой, личной форме.
Но в этом случае перестает действовать закон стоимости и общество товарного обмена попросту исчезает. И тут мы начнем говорить о коммунизме!
И в этом смысле я критикую товарищей Хазина с Григорьевым. Вернее нет, не критикую, ибо критиковать можно за то, что в их теории есть, а не за то, чего нету. Эти авторы показали, что в рамках капиталистической, рыночной системы дальнейший прогресс человечества невозможен (впрочем, они заузили понятие прогресса, сводя его к известной нам рыночной модели прогресса). Т.е. вполне по-марксистки они показали, что существующие общественные отношения вступили в острое противоречие с развитием производительных сил. Развитие производительных сил при таких общественных отношениях невозможно.
К сожалению, они абсолютизировали эти общественные отношения, не представляя никаких иных отношений в общественном производстве кроме рыночного обмена. И сделали вывод, что все – прогресс человечества в принципе закончился. Но это не так! Просто дальнейшее развитие человечества будет происходить на базе экономики, не основанной на рыночном обмене, на базе коммунистической экономики. Проанализировать, описать черты такой экономики, - вот насущная задача в политэкономической сфере.
http://smirnoff-v.li…99586.html