Пора закрыть вопрос о "дневниках" Берии. Точнее, не о "дневниках", а кадровых перемещениях в КБ-11. КБ --- это привычная всем аббревиатура "Конструкторское Бюро". Я был зловреден и умышленно не оговорил, что речь о Конструкторском Отделе КБ-11. И ежу ясно, что изделие в железе воплощали именно там, поэтому у вдумчивого читателя вопросом быть не могло.
Предлагаю вниманию почтенной публики достойный материал
http://profilib.com/…y-sled.phpпо прочтении которого ответ на мой вопрос однозначен. Из разных версий, что я видел с середины 2000-х, эта ближе всего к той, что я слышал от В.А. Давиденко в середине 70-х (собственный послужной список его на сайте "Герои России" не оставляет вопросов в его компетентности).
В аннотации к тексту упоминается Рудольф Позе. Он и его младший брат Дитрих были сотрудники Института высоких энергий в Цойтене (пригород Берлина). Там во время 2-й Мировой Министерство почт начало строить циклотрон (у немцев были конкурирующие атомные проекты). Дитрих был в Дубне постоянно, Рудольф пополам между Дубной и Цойтеном. Дочка Дитриха окончила МГУ и вдруг вышла замуж за ГДР-овского немца, что для Дитриха было ударом. В ресторане в Дубне, размазывая слезы (!) по лицу, накануне свадьбы он говорил в хорошем подпитии: "Для того ли она училась в Союзе, чтобы какой-то немец ее трахал...", чем он нас просто потряс.
В 1985 в ядерном институте под Токио познакомился с Вольфрамом фон Эртценом (его отец упомянут на стр. 6). Он стал директором института им. Гана-Майтнера в Западном Берлине. В его русском был еле заметный акцент, что-то вроде прибалтийского. Его отец сказал: "Нас уже никогда не выпустят, так что нам надо становиться русскими". И с немецкой основательностью сделал русский домашним языком. Его первая жена была русскоговорящей немкой из ГДР, и когда в 1988 я был у него дома, то разговор шел на русском. Когда лет через 15 я заехал во второй раз, то была уже новая жена, немка из Молдавии, и снова русский язык. Я решил, что это хороший повод для шутки: "Ты что, Вольфрам, специализируешься на русскоговорящих?". О посмотрел на меня стальными глазами и отчеканил: "Немецкий --- для работы, дома я говорю по-русски!".
После прочтения текста по верхней ссылке можно проверить себя по (пожалуйста, именно в этом порядке)
http://www.atominfo.ru/newsf/m0082.htmНа нашем курсе учились две академические девочки: Аня Щелкина (дочь Кирилла Щелкина, кто упоминается в обоих текстах) и Даша Христианович (дочь одного из основателей МФТИ Сергея Христиановича). Даша была просто писаная красавица! Обе учились безукоризненно, Аня была просто в самых сильных на факультете молекулярной и химической физики. На Физтехе никакого почтения к именитым дочкам не было... с них элементарно семь шкур спускали.