Актуально.Как поладить с учителем – заповеди для учеников и их родителей.
Кто ропщет на своих учителей,
для тех в сто раз ученье тяжелей
Фирдоуси
Школа – это место, где ребенок проводит половину своей жизни. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает первый опыт общения с другими детьми и педагогами. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения. Чтобы такого не произошло, и родителям, и детям необходимо знать простые правила, которые помогут наладить отношение с учителем.
Сколько учителей – столько характеровПока ребенок учится в младшей школе, контакт с педагогами ограничивается классоводом и учителями пения и физкультуры. И если первый учитель оказался мудрым и понимающим, вам несказанно повезло: любовь к школе ребенку обеспечена, как минимум на четыре года. Если же ваш ученик уже вышел из младшего школьного возраста, то ему придется столкнуться как минимум с десятком педагогов, и не факт что это будут «учителя от Бога». Однако не стоит отчаиваться, найдите подход к учителю, и тогда удовольствие от похода в школу обеспечено. Рассмотрим несколько типов учителей:
«Учитель от Бога». Данная категория педагогов говорит сама за себя. Это учитель, который любит и понимает детей, каждый урок у него шедевр педагогического искусства, у такого скучать не будет ни сильный, ни отстающий ученик. К нему не нужно подстраиваться. Единственный недостаток – подобных учителей единицы, поэтому если вы попали к такому Мастеру, получайте удовольствие от процесса обучения и цените мгновения, проведенные вместе.
«Учитель – демократ». Один из лучших представителей профессии. Такой педагог учитывает особенности каждого ученика на уроке, умеет вовремя перестроить ход занятия, если видит, что дети не воспринимают учебный материал. Уважает мнение и желание ребенка. Недостаток – ученик быстро привыкает к подобному толерантному отношению и в ситуации контакта с авторитарным педагогом, не имеет модели правильного поведения. Однако нашим детям отсутствие авторитаризма в школе не грозит, скорее недоумение у них вызовет демократичный подход в обучении.
«Учитель – энтузиаст». Разновидность педагогов, которые увлечены своей работой не из-за денег, а ради самого процесса обучения детей. С ним, у ребенка не возникнет проблем в общении и понимании. Родителям стоит всячески поддерживать любые начинания и идеи такого педагога. Однако не стоит рассчитывать на то, что здоровый энтузиазм учителя продержится достаточно долго: его либо администрация придушит, либо коллеги–учителя не дадут жизни. Поэтому единственным недостатком общения с таким преподавателем может стать непродолжительность контакта.
«Учитель - диктатор». Это тот случай, когда авторитарность берет верх. У такого педагога есть четкая система требований, от которых шаг влево, шаг вправо он отступать, не намерен. Учитель - диктатор не терпит возражений и единственно правильное мнение – это его. Если ваш ребенок не привык к подобному обращению, то конфликты неизбежны. В таком случае родителям необходимо лично пообщаться с педагогом и понять имеет ли он конкретные цели и обоснованы ли его требования. Если все ради того, чтобы дать знания ученику, то можете быть спокойны, ваше чадо и с дисциплиной подружится, и предмет будет знать назубок. А дочери или сыну остается лишь добросовестно подойти к изучению данного предмета, и постараться не вступать с учителем в дискуссии.
«Учитель - фанатик». Это та каста учителей, которые боготворят свой предмет. Если ребенку интересен данный курс, то лучшего педагога не найти. Однако если он увлечен другой наукой, понимания не ждите. На отстающих и слабых учеников, учитель – фанатик смотрит как на истуканов или не замечает их вовсе. При этом не стоит отчаиваться, если вы не относитесь к поклонникам его предмета. К такому педагогу легко найти подход. Достаточно один или два раза в месяц подбирать в интернете или в энциклопедии какой-нибудь интересный факт по предмету и сообщать о нем на уроке. А еще лучше предложить помощь в оформлении кабинета. Все необычное, что ваш ребенок принесет в класс «учителя-фанатика», проложит прямую дорогу к его сердцу.
«Учитель – рабочая лошадка». Таких педагогов в школе, примерно, половина. Они вынуждены тянуть две ставки и подбирать все замены, чтобы прокормить свою семью. Зачастую этот учитель добросовестно относится к своим обязанностям, однако не ждите от него интересных подходов в обучении, у него просто нет времени на то, чтобы обстоятельно готовиться к каждому уроку и выискивать педагогические изюминки. Конфликты с таким преподавателем зачастую возникают на почве его переутомления. В таких ситуациях родителям следует лично встретиться с педагогом, попробовать раскрыть индивидуальные особенности своего ребенка, и, конечно, проявить понимание и уважение к нелегкому труду учителя.
«Учитель – неудачник». Вот тут уж не повезло, так не повезло. Этот ни детей не любит, не свою профессию. Да и в школу пошел работать только от безысходности, как говорится: «нет иной дороги – пойду в педагоги». Такой учитель плохо знает свой предмет, его речь монотонна и скучна, а заснуть у него на уроке – ничего не стоит. Именно с таким горе - педагогом у детей чаще всего возникают конфликты. И снова единственный выход – это личное общение учителя и родителей. Если понимаете, что дела плохи, а предмет для ребенка важный, то выбора нет, нужно менять школу.
5 заповедей для учениковКак видим, родителям необходимо лично познакомиться с преподавателями своего ребенка. Полезно, также, время от времени наведываться в школу, а если такой возможности нет, то попросить разрешения по телефону интересоваться успехами своего чада. С тем учеником, за которого волнуются родители, педагог вряд ли станет конфликтовать. Конечно, если и сам ребенок выполняет ряд обязательных требований:
1. На уроке не отвлекается, внимательно слушает учителя. Согласитесь, если вы беседуете с соседом во время объяснения учебного материала, то мало кто оставит этот факт без внимания. В этот момент вы сбиваете учителя, а остальным детям мешаете сосредоточиться на объяснении, не говоря уже о том, что сами теряете важную информацию. В подобной ситуации правильным будет подойти к учителю после урока и извиниться.
2. Не стесняется обратиться за помощью к педагогу, если не до конца разобрался в учебном материале. Нет ничего постыдного в том, чтобы показать, что, тебе что-то не понятно, наоборот, тем самым ты демонстрируешь заинтересованность в получении новых знаний. Хуже, если не усвоишь базовых понятий, это приведет к тому, что непонимание предмета будет расти как снежный ком и распутать этот клубок провалов в знаниях будет со временем очень сложно.
3. Не злоупотребляет доверием учителя. Придумывая каждый раз новую причину, почему не выучил урок, ты рискуешь прослыть вруном и потерять уважение и доверие учителя. Иногда лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
4. Старается добросовестно выполнять школьные требования. Срывая урок, или пропуская занятие, ты рискуешь серьезно усложнить свою школьную жизнь. Подобное поведение учитель может расценить, как объявление войны, и кто выйдет из этого противостояния победителем, гадать не стоит.
5. Не забывает, что учитель тоже человек. У учителя как у всех могут быть неприятности или болеть голова. Относитесь к преподавателю с пониманием, ведь ваша учительница тоже может быть чья-то мама или бабушка. Представьте, что вашим близким каждый день кто-то на работе портит настроение.
Надеемся, что наши советы помогут вам наладить контакт с педагогом, и общение с ним принесет только удовольствие. А в курьезные ситуации учитель и ученик будут попадать исключительно в анекдотах:
«Шум, доносящийся из соседнего класса, мешает учителю вести урок.
Он заходит туда, хватает за ухо главного крикуна и уводит его в свой класс.
По соседству становится тихо. Через некоторое время раздается робкий стук в дверь.
Входит ученик из соседнего класса и говорит:
- Иван Петрович! Вы не могли бы вернуть нам нашего преподавателя?»