Цитата: Gosh от 30.11.2008 17:57:43Твердотопливные ракеты имеют массу недостижимых для "жижи" преимуществ. Начиная с того, что они банально дешевле и надежнее, и заканчивая компактностью при огромной мощности, что как раз принципиально важно для морских МБР, где габариты ограничены.
Боюсь, несколько не так.
РДТТ по удельному импульсу всегда отсасывали, отсасывают и будут отсасывать у ЖРД, ныне, присно и во веки веков, просто в силу химии/термодинамики/закона сохранения энергии. Управляемость РДТТ - вообще песня отдельная (не будем говорить о надёжности поворотных сопел VS прокачки системы "камера сгорания+сопло" (как Вы помните, что-то хотя бы по порядку надёжности сравнимое с ЖРД удалось создать только французам, да и то, именно "по порядку величины", поговорим, например, хотя бы о возможности оперативного маневра тягой (для ЖРД четырехкратное дросселирование
глубоким не считается даже для полнокриогенных систем, традиционно сильно более чувствительных к этому чем даже полукриоген, не говоря о "жиже", например, для бурановского РД-0120 штатный диапазон дросселирования - 25-114% ...
)). Насчёт компактности - и тут Вы облажались (по крайней мере, если отнести массогабарит к удельному импульсу..,
). Фактически единственное преимущество у РДТТ (если не считать удобств, вытекающих из возможности долговременного хранения в полностью готовом состоянии, по каковому параметру ампулированные ЖРД к ним уже который год подбираются, да всё никак не подберутся
) - это сумасшедшая удельная тяга, позволяющая обеспечить как бы не в разы более быстрый разгон (по сравнению с ЖРД сравнимого массогабарита).
Отсюда вытекает и оптимальная область их применения, а именно - первая ступень и/или стартовые ускорители.
Что мы, собсно на "Булаве" и видим: "твёрдые" первая и вторая ступени, обеспечивающие как можно более быстрое прохождение уязвимых участков траектории и "жидкая" третья, обеспечивающая пристойную энергетику и удобство управления...