http://www.zlev.ru/67_10.htm
Николай Маршалк – выдающийся представитель северогерманской науки, который был одним из тех, кто вывел мекленбургскую историческую школу на качественно новый уровень, переиздал множество классических трудов, предложил ряд собственных гипотез в области древней истории. Маршалк широко использовал мекленбургские генеалогии, восходившие к королям вандалов, и находил в них «русские» корни через древнее родство вандалов с руссами и герулами.
В 1521 году Маршалк издал труд «Annalium Herulorum ac Vandalorum», который представляется уникальным генеалогическим источником.[12] Несмотря на некоторые исторические преувеличения и возможные неточности, которые допускал Маршалк, в его книге была в полной мере отражена бытовавшая генеалогическая традиция.[13]
Согласно Маршалку, Мекленбургский дом восходил своими корнями к III в. до н.э., к вандальскому королю Антуру (или Антиру, как у других авторов). Для него было важно, что в XV-XVI вв. в некоторых местностях Мекленбурга ещё сохранялись вандальские обычаи, которые иначе назывались вендскими.[14] Впоследствии данные Маршалка подтверждал советник мекленбургского герцога Иоанна Альберта I (1555-1591) Андреас Мюлий, который много работал в старинных архивах и считался его последователем.[15] А немногим позже – ректор Бернгард Латом.[16] Традиция мекленбургских генеалогий сохранялась во всех последующих трудах по происхождению мекленбургской династии, которую, наравне с династией Рюриковичей, возводили к древним королям вандалов. В ряде северно-немецких источников Русь, действительно, называли Вандалией, а её правителей – «королями вандалов».
Название «вандалы» было, видимо, общим для нескольких близкородственных племён – варягов (руссов), герулов, ободритов (ререгов), велетов и других, которых немцы позднее стали называть «вендами». В Мекленбурге и в Померании о варяжских и вандальских предках и исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX в. По сей день в земле Мекленбург сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что «немецкой» она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Однако есть все основания полагать, что окончательно этническая картина южнобалтийского региона изменилась только после Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., в результате которой Европа понесла невосполнимые человеческие потери.
Одним из первых исторических королей вандалов был Радегаст, который погиб в 405 г. во время неудачного нападения на Рим. Его потомком был «король герулов и ругов», т.е. руссов Одоакр, сумевший низложить последнего римского императора. Иероним Хенниг объединял генеалогии руссов (ругов) и герулов, возводя их к Одоакру.[17] Братом Одоакра был Вислав, прямой родоначальник вандальских правителей в Мекленбурге.[18] Его имя (иногда в интерпретации Витслав) встречается в мекленбургских генеалогических таблицах вплоть до 1325 г. Последний князь Вислав был известным в северной Германии миннезингером, с его смертью прервалась древняя правящая династия на острове Рюген, который отныне вошёл в состав Померанского герцогства. По традиции мекленбургскую и российскую династии возводили к общим вандальским предкам.
Проректор гюстровской гимназии Фридрих Томас в буквальном смысле находил в генеалогиях Мекленбурга «русские» корни. Он использовал рукопись, автором которой был нотариус мекленбургского придворного суда Иоганн Фридрих фон Хемниц. По этому документу Рюрик был сыном князя Годлиба, убитого в 808 г. данами.[19] Труд Хемница интересен, как наиболее полная родословная правителей Мекленбурга, начиная с первого легендарного короля вандалов Антира (Anthirius). Однако и Хемниц, в свою очередь, ссылался на манускрипт 1418 г., который ему удалось обнаружить в шверинском архиве.[20]
Томас основывался кроме того на свидетельствах Адама Бременского, Гельмольда, Альберта Кранца и Бернхарда Латома. Одновременно, полемизируя со шведским автором Петром Петреем, он намекал на то, что, русские из Ливонии и Руси происходят именно от древних руссов с южной Балтики, откуда были родом Рюрик и его братья.[21]
Концепцию Томаса развивал Матиус фон Бэр, который считал, что у «короля рутенов и ободритов» Витислава был сын Годелайв, у которого, в свою очередь, были сыновья Рюрик, Сивар и Трувор. Позднее Рюрик основал Новгород и стал великим князем Руси. М.И. фон Бэр опирался на германские и польские источники и, со ссылкой на «Историю рутенов», считал, что варягами называли руссов с южнобалтийского побережья, которых иначе именовали также вандалами.[22]
Франкские хроники под 789 г. упоминают короля Витслава, который через шесть лет был убит саксами. Мекленбургские генеалогии также указывает 795 г., как год его гибели. Власть перешла к его сыну Траскону, который теперь занял престол в городе Рерик, существующем по сей день на южнобалтийском побережье близ Ростока и Висмара. Родным братом Траскона был князь Годлиб (Годелайб), также сын Витслава.
В 808 г. Рерик подвергся нападению данов, во время которого князь Годлиб был убит. В 30-е гг. прошлого столетия там были проведены археологические раскопки, подтвердившие события начала IX в.[23] Показательно, что недалеко от Рерика расположен городок Руссов, впервые упоминающийся в 1305 г.[24]
В 809 г. датские шпионы убили самого короля Траскона, которому наследовал третий сын Витслава Славомир.[25] Он начал войну против франков, но был побежден в 818 г. Славомир, вероятно, оказался заложником, долго прожил при франкском дворе и даже перед смертью будто бы принял крещение.
После гибели Годлиба в 808 г., у его сыновей Рюрика, Сивара (именно так во всех немецких источниках!) и Трувора не оставалось никаких прав на главный престол, и они отправляются в провинциальный Новгород. Иоганн Хюбнер, который использовал различные источники, датировал это событие 840 годом.[26]
Мекленбургская традиция знает и Гостомысла, который погиб в 844 г. В одном сборнике документов по истории Мекленбурга он назван правителем варягов.[27] В.Н. Татищев писал о его родственных связях с правителями вандалов, приводя отрывок о князе Вандале из Иоакимовской летописи: «А здесь Иоаким вместо народа вандалов князя именовал, равно Гелмолд онагож Винулем…».[28] Кстати в Новгороде сохранился обширный фольклорный материал о мифическом царе Вандале и его потомках, свидетельствующий о прочных контактах населения северо-западной Руси с вандальским населением южнобалтийского побережья.[29]
У Гостомысла был сын Табемысл, который правил на Балтике вплоть до 862 г. (летописная дата призвания варягов!) и воевал с франкским королём Людовиком Благочестивым. Но по одним родословным источникам он был убит, по другим – правил после 862 года. После него «рюриковская» ветвь династии пресеклась, и королевский титул переняли представители родственной линии, потомки Биллунга, к которому возводили своё происхождение позднейшие Мекленбургский и Брауншвейг-Люнебургский правящие дома.
Главным вопросом позднейшей дискуссии вокруг мекленбургской генеалогической традиции стала проблема достоверности родословных. Первый немецкий норманист Г.З. Байер считал, что «…Бернард Латом и Фридерик Хеминиций и последователи их, сие (имеется в виду точка зрения Герберштейна о вандальском происхождение Руси и варягов, - В.М.) первое от всех как за подлинное положили. И понеже они сыскали, что Рурик жил около 840 года по рождении Христовом… И понеже у Витислава короля два сына были, один Трасик, которого дети ведомы были, другой Годелайб, которого дети неизвестны, то оному Рурика, Трувора и Синава приписали».[30]