Цитата: graycat
Это касается всех воевавших сторон. Кроме агитационной составляющей есть ещё и чисто боевая неразбериха. Кто-то куда-то стрелял, там вроде столб дыма был. Достоверно подтвердить безвозвратную потерю можно было только если поле боя с разбитой техникой осталось в своём тылу. Хотя, вроде в советской авиации для официальной победы требовалось подтверждение наземного наблюдения. И то никогда не будет гарантии - задымил, скрылся за лесом... а там сел на вынужденную и потом отремонтирован.
Различайте официоз в СМИ (озвученные на уровне сводок Совинформбюро приписки у нас сошли на нет через месяц-два, у немцев цвели до мая 1945 года) и сводные данные, зафиксированные в боевых донесениях.
Есть еще и разница в системах учета. У нас в авиации в первый период войны. Поскольку за сбитых давали ордена, денежные премии, отпуска и звания, то, во избежание приписок, для подтверждения сбитых требовалось поначалу со сбитого самолета отодрать с двигателя фирменный шильдик. Да-да, ездили и отдирали. Если была возможность. Это было абсолютным доказательством победы. На втором месте стояли донесения пехоты и прочих наземных наблюдателей, и победу засчитывали после сверки рапорта летчика и данных наземных наблюдателей (желательно не менее двух постов, по возможности). Нет шильдика или нет донесений от пехоты - нет и победы, хотя мессер ипанулся ап землю и взорвался - трое летчиков, включая героя, это видели, но им без документального подтверждения доверия нет - может быть круговая порука. (Основания для такого недоверия были, в первые месяцы войны приписки некоторыми летчиками практиковалось, а командирами поощрялись, вот откуда могут быть сотни сбитых за день, почему и ввели быстро такой драконовский учет.) Были еще и сбитые не индивидуально, а в группе. Типа один повредил, другой добил. Или вчетвером завалили троих, один ясно чей, второй - тоже, а третьего фрица кто в землю воткнул - неясно. Вот тут есть возможность раздутия числа сбитых, хотя у нас групповых писали не всем сразу, а по очереди на одного из участников.
У немцев вообще была в ходу система не только по самолетам сбитым, и балльная система, где сбитый истребитель - 1 балл, а 4-моторный бомбардировщик - 4 балла. Потом "забываем" про балльность, и вуаля - два сбитых самолета 1+4= 5 баллов - уже превращаются в пять самолетов. Далее - у них сбитых считали по кинофотопулемету. Три захода с разных ракурсов на один бомбер с фиксацией попаданий - часто записывали как три сбитых бомбера. Потому как премии, ордена, отпуска... И еще... У немцев в основном сбивал ведущий пары. Ведомый главной задачей имел не допустить атаки на ведущего. НО! Сбитые ведомым самолеты записывались на ведущего. И групповая победа писалась всем сразу, а не по очереди, как у нас. А Хартману, как написал БШ, верили на слово, причем тому, что он САМ озвучил в полете, еще не вернувшись.
Посему мы имеем Хартмана (которого сами немецкие летчики недолюбливали, а кое-кто и презирал за бумажные победы) с его 300+ побед, и имеем Кожедуба, который ГАРАНТИРОВАННО ПОДТВЕРЖДЕННЫХ побед имел около 70, но проведя анализ боевых донесений, можно утверждать, что он имеет еще не менее 21-24 побед.
Примерно тоже самое было и у танкистов, и много еще у кого...